Обновлено в 22:40

Россия хочет построить еще как минимум два железнодорожных полотна до Китая. Такие планы содержатся в стратегии развития Сибири. Соответствующий документ опубликован на сайте правительства.

Обоснование инвестиций в новые железнодорожные пути должно быть готово к 2024 и 2025 годам, ответственные ведомства — Минтранс, Минэк и РЖД.

Первый коридор — это новая Северо-Сибирская магистраль, сокращенно Севсиб. У нее две ветки — от Нижневартовска до Белого Яра в Томской области и от Таштагола в Кемеровской области до Урумчи в Китае. То есть под Севсибом подразумевается транспортный коридор от побережья Северного Ледовитого океана до столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района на западе КНР. Ранее Севсибом называли другой потенциальный маршрут, спроектированный еще в советское время: из Ханты-Мансийского автономного округа через Красноярский край и Иркутскую область к БАМ.

Второй коридор пройдет через Туву и далее на юг через границу России в Монголию, где железная дорога снова делится на две ветки: одна идет через Улан-Батор в китайский Эрлянь, другая — снова до Урумчи, но только через монгольские города. Планируется, что строительство путей в КНР Пекин возьмет на себя.

Проект предельно амбициозный. Чем полезны такие дороги? Рассуждает гендиректор Bedford Group Владимир Ворошилов:

Владимир Ворошилов гендиректор Bedford Group «Мы расширяем тоннели, чтобы увеличить возможности экспорта, из Якутии невозможно пустить уголь так же, как из Кузбасса, экспортеры не могут исполнить все свои желания, чтобы доставить уголь на экспорт. В любом случае и железные дороги, и магистральные, автомобильные — это долгосрочные инвестиции, они обязательно будут приносить доход, развивая территории вокруг. Китай заинтересован в этом, потому что получает очень большую базу снабжения сырьем, сельхозпродукцией, возможен транзит и дальше — в Европу и в Россию».

Сроки реализации и стоимость проекта пока не называют. Уголь — основной товар, который идет из России в Китай по железным дорогам, подчеркивают эксперты. Обратно же — самый широкий спектр грузов.

Изначально создание новых железнодорожных путей в Китай обсуждалось на Красноярском экономическом форуме. С проектом была проблема: препятствиями для прокладки путей посчитали Алтайские горы, а также большой охраняемый природный парк на границе России и Китая.

Есть ли угроза экологии? Комментирует научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин:

Михаил Блинкин научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Там чисто инженерный вопрос: как пройти Алтайский хребет? Это грандиозная задача. С точки зрения экологии на эту тему есть гигантский опыт. В департаменте Приморских Альп с очень чувствительной экологией, с гораздо более чувствительным общественным мнением строили автомобильные и железные дороги, близко к Ницце. Современная экологическая инженерия позволяет практически все эти вопросы снять. То есть перевести эти вопросы в затрату денег. Естественно, резко подорожает строительство. Эти мероприятия могут никакого вреда не принести, но они стоят дорого».

Недавно сообщалось, что Россия и Китай подписали крупнейший контракт на поставку зерновых. Сумма составила порядка 26 млрд долларов. Предполагается, что Россия за 12 лет поставит КНР 70 млн тонн продукции. Аналитики говорят, что логистика между странами по-прежнему сложная и недешевая. Возросшие объемы взаимной торговли и так перегружают маршруты. Без модернизации инфраструктуры не обойтись. Новые железные дороги будут кстати.