Премьер-министр Египта Мустафа Мадбули подтвердил, что его страна не поддастся давлению Израиля и не примет у себя палестинских беженцев из сектора Газа. Ранее о том же заявил президент Абдель Фаттах ас-Сиси, который объяснял, что, если палестинцев переместят в Египет, израильская военная операция может длиться годами, и Египту придется разбираться с последствиями, а полуостров станет базой для операций против Израиля. Против насильственного перемещения жителей Газы в Египет выступили и в ООН. Между тем в прессу утек документ, подготовленный Министерством разведки Израиля, который предусматривает переселение всего населения сектора Газа на север Синайского полуострова. Как это понимать?

Утекшая в прессу разработка израильских разведчиков предусматривает переселение 2,3 млн человек из Газы сначала в палаточные города на севере Синайского полуострова, дабы затем построить постоянные города, создав для снабжения некий гуманитарный коридор. На границе с Израилем при этом была бы создана зона безопасности, чтобы заблокировать въезд перемещенных палестинцев. О судьбе самого сектора Газа площадью 360 квадратных километров в документе ничего не сказано.

Возможно, на написание документа, который возмутил Палестинскую национальную администрацию Махмуда Аббаса и который грозит сильно испортить отношения Израиля и Египта, уже вызвав международный скандал, авторов вдохновил прецедент Нагорного Карабаха. Оттуда после возвращения контроля Азербайджану ушли, бросив свои дома, более 100 тысяч армян. Исход был встречен мировой общественностью практически равнодушно и почти молча по сравнению с тем, сколько слов сочувствия к палестинцам и осуждения израильтян раздается сегодня. Хотя ближневосточный масштаб, конечно, несравнимо больше и трагичнее. В ходе военной операции ЦАХАЛ погибли уже более 8 тысяч жителей Газы.

Впрочем, ни экономическое состояние арабских государств, ни внутриполитическая ситуация не позволяют арабским странам перейти в отношении палестинцев от громких слов солидарности к варианту, скажем, Ангелы Меркель, по инициативе которой Германия в 2015 году приняла миллион беженцев. Арабские государства не могут позволить себе такое даже за чужие деньги. Египет, например, предлагает самому Израилю разместить палестинцев из Газы во временных лагерях в пустыне Негев на своей территории, чтобы уже после зачистки Газы от террористов вернуть их обратно. Однако вряд ли израильской армии сейчас по силам контроль за парой миллионов враждебно настроенных людей в голой пустыне, да еще у себя в тылу.

Иордания в 1948 году приняла сотни тысяч палестинцев, бежавших от первой арабо-израильской войны. Тогда число беженцев оценивалось в 700 тысяч. Чуть больше, примерно 800 тысяч, кстати, тогда же было беженцев-евреев, изгнанных из арабских стран. Потом еще не менее 200 тысяч палестинцев бежали от Шестидневной войны 1967 года, тоже преимущественно в Иорданию. Однако она уже скоро депортировала, в основном в Ливан, тысячи палестинских боевиков и сочувствующих, в том числе из молодой Организации освобождения Палестины во главе с Ясиром Арафатом, которая тогда придерживалась террористической тактики, после того как палестинцы подняли мятеж — так называемый Черный сентябрь 1970 года — с целью свержения Хашимитской монархии. Сейчас Амман такой ошибки уже не допустит и беженцев не примет.

Беженцев 1948 года и их потомков Иордания, кстати, интегрировала, оставшись единственным арабским государством, которое предоставило палестинцам полные гражданские права.

Египет в свою очередь опасается беженцев из Газы прежде всего потому, что правящий там ХАМАС — это идейный и организационный наследник «Братьев-мусульман» (запрещенная в России террористическая организация), с которыми у режима генерала ас-Сиси и так полно проблем. К тому же в 110-миллионном Египте уже насчитывается до 9 млн беженцев и мигрантов со всей Африки, включая, например, 300 тысяч суданцев, бежавших от своей войны.

Кстати, именно Египет с 1948-го до войны 1967 года, собственно, и владел сектором Газа, однако позже всячески отбивался даже от намеков на то, чтобы ему эту территорию вернули обратно. Так что согнанные в результате арабо-израильских войн со своих земель палестинцы десятилетиями остаются в сопредельных странах в статусе беженцев. Число их на Западном берегу Иордана, где правит Палестинская национальная администрация, в Ливане, Сирии и той же Иордании оценивается в 6 млн человек. Некоторые еще нашли пристанище в странах Персидского залива или на Западе. В последнем случае им даже предоставляли гражданство. Арабские же страны, кроме Иордании, не дали им возможности интеграции.

Так что содержащиеся в утекшем «концептуальном плане» израильской разведки рассуждения относительно переселения палестинцев из Газы в Турцию, Катар, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты или даже Канаду можно отнести к разряду фантастики. Зараженных радикальным исламизмом арабов из Газы не примет никто. Есть еще гипотетический вариант восстановления на этой территории власти более умеренной организации ФАТХ, представителей которой ХАМАС, придя к власти, в свое время перерезал и перевешал. Однако на кого такое правительство будет опираться? На израильские танки?

История знает немало случаев исхода и не такого масштаба, как предлагают некоторые в отношении сектора Газа. К примеру, в Восточной Европе после Второй мировой войны были насильственно депортированы до 15 млн немцев. Никто из них, правда, в статусе беженцев долго не задержался. Но такого решения палестинского вопроса пока точно не просматривается.