Полицейские пришли с проверкой в один из филиалов крупной сети частных детских садов Smile Fish в Москве на «Войковской». Сначала они потребовали от работников учреждения документы, разрешающие ухаживать за чужими детьми. Судя по видео, которое опубликовано в телеграм-каналах, документы им предоставили:

— Договор аренды, договор на сотрудников — здесь все есть, все, что вы просили, мы привезли. Давайте не будем забирать детей, не будем вгонять их в стресс.

— Мне сказали предоставить документы.

— Привезли и привезли, хорошо, собирайтесь.

— На основании чего вы сейчас уводите детей? У нас есть документы, они могут находиться в этом месте. Родители подписали договор.

Все ли документы были предоставлены — неизвестно. Так или иначе полицейские забрали девятерых детей (самому младшему из которых не было и двух лет, а остальным — по два-три-четыре года). Об этом в записанном для журналистов обращении рассказал основатель сети детских садов Smile Fish Иван Сорокин:

«Восемь полицейских, из них два следователя и один подполковник. Они запросили документы, сказали, что у нас незаконная деятельность. Им предоставили все необходимые документы: договор аренды на помещение, на квартиру, предоставили все договоры на детей. Несмотря на это, сотрудники полиции на все это посмотрели и назвали детей беспризорниками. Собрали всех детей, вытащили их на улицу, просто девятерых детей вытащили на улицу, посадили их в полицейские «бобики» и увезли в неизвестном направлении. Потом нам сказали, что это отделение полиции № 100».

Теперь действия сотрудников полиции, скорее всего, будет оценивать прокуратура, а возможно, и не только она. Но однозначно говорить о полицейском беспределе тут нельзя, считает партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:

Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Существует обширная законодательная база, регулирующая полномочия полицейских в отношении детей. Согласно этой базе, полицейские формально имеют право доставить детей в отдел полиции, если у них есть основания полагать, что дети остались без попечения родителей или законных представителей, являются заблудившимися или покинутыми. Другое дело — насколько такое решение было обоснованным, исходя из контекста ситуации. То есть одна история — это когда полиция обнаруживает некий подвал, в котором дети заперты и содержатся в нечеловеческих условиях, а другое дело — когда такое решение принимается сугубо из-за бюрократического недопонимания. Помимо этого, крайне важно, как оно было исполнено: применялась ли физическая сила по отношению к детям по аналогии, например, с протестующими или же дети были и сами рады покататься на полицейской машинке. В любом случае это не рядовое событие, когда где-то под мостом была обнаружена группа беспризорников. По всей видимости, теперь юридическую оценку этой ситуации будет давать прокуратура, а возможно, и Следственный комитет».

Что послужило причиной самой проверки, официально до сих пор неизвестно. Но, судя по тому, что заявляли журналистам, собравшимся возле отделения полиции, представители администрации садика, проверка может быть связана с конфликтом, который возник у этого учреждения с одной из соседок по жилому дому, в котором располагается филиал сети. Женщину такое соседство якобы не устраивает.

Уполномоченная по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская крайне возмущена поведением сотрудников полиции, но и к частным детским садам у нее много вопросов. Лицензированное образовательное учреждение, по ее словам, в жилом доме располагаться просто не может, а сколько в Москве частных детских садов, работающих без соответствующей лицензии, не знает никто. Известно, что мест в городских садах хватает не всем. У тех, кто живет в Москве без прописки, с этим есть большие проблемы. Но статистики по тому, какой процент родителей по тем или иным причинам отдают детей в частные сады, не существует, с сожалением отмечает Ольга Ярославская:

— Понятно, что спрос рождает предложение. Я это абсолютно понимаю. Но по факту я не могу сказать, сколько детей в Москве посещают такие заведения.

— Сады часто располагаются в квартирах жилых домов. Как часто случаются конфликты с соседями? Не всем такое соседство нравится. Кто в таких конфликтах, как правило, побеждает — садики или жильцы?

— Я могу только судить по статистике обращений ко мне. У меня ни разу не было обращений ни жильцов на детский садик, ни детского садика на жильцов или на власть. За три года ни одного обращения не было. Есть только факты. Факты каких-то ЧП — ребенок выпал из окна. Сейчас же детей перевезли в отделение полиции непонятно зачем.

Просто для понимания: у одной только сети Smile Fish в Москве 107 садиков, а всего они представлены в десяти городах РФ. При этом сеть работает уже несколько десятков лет. Информации о наличии какой-то образовательной лицензии на сайте компании найти не удалось. И само руководство в комментариях подчеркивает, что оказывает услуги по присмотру и уходу за детьми на дому.