США объявили, что расширяют свою территорию в Арктике. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на заявление Госдепартамента. В нем говорится, что, поскольку континентальный шельф в Арктике — это продолжение сухопутной территории страны, Штаты вправе в соответствии с международным правом оберегать и управлять ресурсами и жизненно важными местами обитания.

Таким образом, Вашингтон планирует получить доступ к минералам для производства электромобилей. Также на арктическом шельфе находятся месторождение нефти и газа. На зону претендуют также Россия и Канада.

Поведение США идет вразрез с решением ООН, отмечает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «По Конвенции по морскому праву ООН вы должны доказать, что континентальный шельф является естественным продолжением вашей континентальной платформы, и тогда вы подаете заявку в специальную комиссию ООН, они ее рассматривают. Россия много лет назад уже подала ее, сейчас там определенные позитивные отклики есть, нужно приложить дополнительные документы, и на протяжении каких-то лет нам эту заявку могут утвердить, и тогда официально часть шельфа будет наша, то есть мы расширим свои границы, по сути. Позитивные отзывы на российскую заявку идут в основном по центральной части Северного морского пути в районе Ямала, там, где споров как раз нет, поэтому ее проще одобряют нам. Американцы действуют вне Конвенции по морскому праву ООН, просто говорят: вот эту часть мы считаем своей, мы же расширяем свои границы — и все. Хотя на часть их территории, которую они теперь объявляют своей, претендуют еще Россия и Канада, и в этом плане Россия будет подавать, по всей видимости, протест в рамках ООН, может, будут какие-то двусторонние консультации с США. Но пока, наверное, обострения это не вызовет какого-то реального, пока США не начнут распределять лицензии на разработку полезных ископаемых в данной территории. Вот это может повлечь обострение ситуации и реальный конфликт. Мы видели, что подобные прецеденты бывают, например, вокруг Кипра тоже на шельфе. Как только Кипр начинает какие-то исследования в северной части, которые Турция объявляет как свою территорию, там начинается конфликт. И там, кстати, так в итоге и не начались даже никакие исследования, бурения и прочее».

Эксперт отмечает, что относительно добычи полезных ископаемых речь скорее идет о политическом шаге, чем о реальной разработке. Фактически добычу на шельфе пока не ведет ни одна из стран, которые претендуют на эту территорию.