Билетные операторы недовольны новыми правилами программы «Пушкинская карта»
Минкульт и Минцифры предложили сделать VK единым оператором «Пушкинской карты» еще в июне прошлого года. Теперь появились детали
Читать на полной версииНовые правила программы «Пушкинская карта» закрепляют за холдингом VK роль провайдера на безвозмездной основе «доверенных информационных систем». Соответствующее постановление было опубликовано в конце февраля, пишет «Коммерсантъ».
Теперь билетные операторы и культурные учреждения должны заключать договоры с компанией, размещать их в публичном доступе и передавать ей данные о продажах. Если оператор не выполняет требования, его отключают от программы.
При этом, по словам билетных компаний, эти правила с отраслью не обсуждали:
Представитель пресс-службы «Яндекс Афиши»:
«Мы изучаем проект, однако стоит отметить, что он был принят без обсуждения с участниками отрасли. Для эффективной реализации требований без ущерба для бизнес-процессов требуется диалог со всеми участниками рынка и рациональное установление сроков их исполнения».
Источник на рынке крупных билетных операторов, пожелавший сохранить анонимность:
«Любые изменения, которые позволят сделать программу более эффективной и надежной, полезны. Но введение их в одностороннем порядке, без обсуждения с отраслью, приведет только хаосу и к тому, что никто не будет готов к нововведениям. В итоге пострадают зрители и организаторы, в том числе в плане безопасности. Пока все будут пытаться в срочном порядке внести доработки и оформить документы, этим смогут воспользоваться мошенники. Участники отрасли не понимают данных изменений, связанных с передачей VK обязательств по программе «Пушкинская карта». Данное решение выглядит непрозрачным, принято без тендеров и обсуждения с отраслью. Непонятно, как учтены риски и учтены ли в целом в части персональных данных, конкуренции билетных систем и агентов, и антимонопольные риски, особенно с учетом того, что VK покупает или уже купил свою собственную билетную систему Intickets.ru и становится конкурентом. Изменится ли что-то для билетных операторов, мы сами задаемся этим вопросом. На наш взгляд, это крайне плохая практика, от которой нужно уходить, стремиться к обсуждению и поиску эффективных решений для всех».
Летом прошлого года в Минцифры заявили, что видят в VK структуру, обладающую необходимыми ресурсами и технологиями, а создание единого билетного оператора упростит и сделает бесшовной покупку всех билетов на все мероприятия по «Пушкинской карте».
Изменится ли что-то для билетных операторов после выхода VK на этот рынок? Комментирует сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин:
— Компания VK, наверное, хорошо наладит менеджмент этого процесса, который требует исключения негативных моментов (то, что эта карта использовалась не по назначению), но проблема будет в другом. В конечном счете услуга не будет бесплатной, для билетных операторов будет более затруднительный доступ к работе с этой картой, потому что будут какие-то условия выдвигаться, и не все эти операторы, скорее всего, безболезненно и легко будут с этим работать. Во-вторых, для них это будут дополнительные издержки. Билетные операторы будут финансово страдать.
— С участниками отрасли этот момент не обсуждали.
— Конечно, не обсуждали, потому что участники рынка — билетные операторы — вряд ли будут рады появлению монополиста как партнера. Я думаю, что здесь есть некоторая хитрость со стороны компании VK, чтобы без обсуждения протащить эту идею в жизнь. Если будет дискуссия, то все, о чем мы сейчас говорим, будет на поверхности.
— Летом прошлого года писали, что у VK нет своего билетного оператора для работы в этой сфере, однако он рассматривает покупку одного из участников рынка. Что с этим процессом?
— Общедоступная информация говорит о том, что они пошли другим путем. Они оставили за собой право сформировать поток обслуживания этих карт, а билеты продавать с учетом этого процесса посчитали, может быть, нецелесообразным. Потому что торговать билетами — дело хлопотное, а собрать информацию и обработать в одном месте — достаточно отработанный вариант уже, особенно в рамках этой компании, достаточно хорошо подготовленной к таким решениям. В любом процессе можно достигнуть компромисса. Даже то, что мы с вами говорим, может быть достигнуто достаточно безболезненно, если будет хорошая партнерская работа, но будет оно достигнуто или нет, мы не знаем, пока этот процесс не пойдет.
Борьба на рынке билетных операторов идет далеко не за деньги от продажи билетов, а за цифровую аудиторию, поэтому все крупные компании были бы не против стать монополистами. Другой вопрос в том, что это противоречит законам рынка, отмечает гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:
В обращении к Федеральному собранию 29 февраля Владимир Путин предложил правительству расширить программу «Пушкинская карта». В Минкульте обещали разработать предложения, но уточнили, что конкретных проектов пока нет.
В мае 2023 года среди частных организаций культуры, зарегистрированных в программе «Пушкинская карта», прошел аудит на соответствие условиям участия в программе. Из-за участившихся мошеннических операций не соблюдающие условия премодерации компании отключили от программы.
Эксперты считают, что расширить перечень мероприятий стоит в том числе и за счет частного сектора. А также они ожидают, что появятся прозрачность или объяснение критериев вхождения в программу.