Минтранс планирует ввести новые ограничения для беспилотников с 1 сентября на фоне атак на промышленные объекты, сообщает «Коммерсантъ». Проект новых правил полетов дронов согласован с бизнесом.

Согласно законопроекту, до 30 километров расширят границы запрещенной для дронов территории возле аэропортов. Также будет считаться нарушением отклонение беспилотников от маршрута более чем на 10 километров при нахождении в не контролируемой диспетчерами зоне. Под запрет попадут полеты дронов над промышленными, транспортными и некоторыми другими объектами.

При этом с 1 марта этого года требования к полетам беспилотников были смягчены: не требовалось согласовывать план полета дрона возле аэропортов, если он проходил на высоте до 100 метров и на удалении более 10 километров от контрольных точек аэродромов.

Что думают об этом участники рынка? До спецоперации на Украине у платформы PilotHUB были сотни заказов, сейчас единицы. Делали топографическую съемку. Это и частные дома, которые владельцы выставляли на продажу, и даже свадьбы. Прежние нормы работу практически остановили. Теперь станет еще хуже, вокруг Москвы образуется зона в десятки километров, в которой летать вообще нельзя, хотя многие участки этой зоны никак не пересекаются с траекториями взлетов и посадки самолетов. Говорит основатель PilotHUB Марк Туровецкий:

Марк Туровецкий основатель PilotHUB «Привязывая к воздушному шару камеру, невозможно снимать качественно. На мой взгляд, немножко грубо Минтранс подошел к новому законопроекту. Регулировать беспилотники нужно, но так, чтобы не было такого, что совсем запрещается полет. Можно посмотреть на какие-то примеры хорошие, например, взять компанию DJI, крупнейшего производителя гражданских дронов в мире, на дронах которого летает большинство коммерческих пилотов. Вот у них внутри приложения уже много лет встроены специальные бесполетные зоны и достаточно четко ограничены. Допустим, в аэропортах тоже летать нельзя, однако присутствуют различные уровни защиты. Например, вокруг аэропорта зоны 500 метров, в которых летать вообще нельзя. Далее, допустим, зона порядка двух километров, где можно летать до 50 метров, и далее специально выделены зоны глиссад и зоны посадки и взлета, в которых также летать нельзя, однако все зоны, которые не входят в траектории полетов самолетов, не запрещены для полетов».

Компания «Курсир» занимается радиоизмерениями аэропортовой инфраструктуры. Здесь говорят, что получать разрешения на полеты им нужно было всегда. Плюс в каждом регионе были еще свои дополнительные правила. С новыми нормами оформлять документы придется дольше, но для реальной безопасности лучше внедрить систему удаленной идентификации. Такая практика уже пару лет существует за рубежом, отмечает гендиректор компании «Курсир» Виталий Муниров:

Виталий Муниров гендиректор компании «Курсир» «У нас просто удлинится путь получения разрешения. С точки зрения тех, кто летает нелегально, или недоброжелателей, думаю, на них эти нормы никак не скажутся. Это все повлияет на тех, кто работает легально. Естественно, это облегчит с точки зрения обеспечения безопасности работу средств обнаружения беспилотников, но, на мой взгляд, стоило бы рассмотреть еще использование средств удаленной идентификации. Ну, условно это как госномер на каждый дрон, по которому можно вычислить с земли, санкционировано ли летит этот дрон в этом месте в это время и кто им управляет, как связаться с внешним пилотом. Европа, Америка внедрили с 2022-2023 годов обязательную необходимость каждому беспилотнику иметь это средство. Там обеспечивается защита в том числе от подделки этих госномеров».

Эти ужесточения избыточны, если эксплуантат беспилотного комплекса может уведомить оператора аэродрома или оператора посадочной площадки о своем полете, считает руководитель Международного учебного центра беспилотной авиации Максим Кондратьев. Его центр занимается подготовкой операторов беспилотников, специалистов по защите объектов от их угроз, а также аналитиков данных, полученных с использованием БПЛА:

Максим Кондратьев руководитель Международного учебного центра беспилотной авиации «Если вот эти все ужесточения законодательной базы вступят в силу с 1 сентября, то будет сокращен ряд площадок, на которых производится подготовка. Это не удар по нашему бизнесу, но это дополнительные сложности, которые нужно решать в тот момент, когда мы должны заниматься развитием качества образовательного процесса, когда отрасли нужны качественные кадры. Когда мы говорим про атаки на критически важные объекты и гражданские объекты, мы говорим не с точки зрения ограничения действий текущих эксплуатантов. Здесь нужно смотреть в разрезе, как правильно организовать системы безопасности и противодействия угроз со стороны беспилотных авиационных систем. Это отдельное направление работы, оно не должно мешать развитию текущей отрасли».

Сам Минтранс называет новую норму не ужесточением, а корректировкой правил использования воздушного пространства. Как заявляют в министерстве, проект поправок к федеральным авиаправилам прошел все согласительные процедуры с бизнесом и был доработан по замечаниям Минюста, сообщает ТАСС со ссылкой на Минтранс.