Правительство Литвы одобрило разделение газовой "Лиетувос Дуйос" на две компании. Одна займется поставками газа, другая будет контролировать транспортные сети.
Подробнее о том, как отреагируют на это акционеры, в числе которых российский "Газпром" и германский ЭОН - Елена Иванкина.


Разделения компании требуют правила европейского союза. Правительство Литвы обещает, что ни один из акционеров своей доли и выгоды от вложений не потеряет. Газпрому принадлежит пакет чуть более 37% в ЛиетУвос ДУйос, ЭОн - почти 39 процентов. Литовскому фонду государственного имущества принадлежит всего 17,7%.
Акционерам в любом случае придется подчиниться решению литовских властей, уверен аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков:


"Скорее всего формальное одобрение потребуется, но на мой взгляд акционеры не будут препятствовать этому, потому что фактически литовская компания должна выполнить требования Еврокомиссии о отделение бизнеса на компанию поставщика и на компанию отвечающую за транспорт газа, это в рамках требований Еврокомиссии, поэтому думаю, что здесь это вполне может быть принято в полном объеме".


Предвидя разделение литовской газовой компании, акционеры писали письмо правительству страны, и выражали свою обеспокоенность, напоминает аналитик ИК "Велес капитал" Дмитрий Лютягин:


"Исходя из этого письма, последовало, что они боятся потерять контроль над данной компанией. То что будет ущемление идти, во-первых, их как акционеров и связывают они это именно с тем, что не прошла договоренность или не было так сказано взаимопонимания именно с российской стороны относительно каких-либо скидок на газ поставляемый нашей территорией в Литву".


Поставки Газпрома в Литву вряд ли изменятся, российская монополия поставляет в страну 2.5-3 миллиарда кубометров газа.
Принципиальной пользы в том, чтобы просто поделить компанию на две разные с одинаковым акционерным участием - эксперты не видят. Возможен сценарий, при котором Газпром и ЭОН обменяются пакетами в новых компаниях, в таком случае они смогут контролировать каждое направление по отдельности. Но маловероятно, что одна из сторон захочет утратить возможность принятия решений в поставках или транспортировке.