Кризис точно закончился. Во всяком случае об этом свидетельствует динамика продаж швейцарских часов. Статистику на днях опубликовала Федерация часовой отрасли Швейцарии. Объем экспорта вернулся на уровень 2007 года. С подробностями корреспондент "Бизнес ФМ" Андрей Жвирблис:

- В сообщении федерации говорится, что за апрель Швейцария продала на экспорт часов почти на 1 миллиард 200 миллионов франков. Это чуть больше миллиарда долларов. Первым по объему закупок - более 200 миллионов франков - стал Гонконг - с приростом на 24 процента. За ним идут США, Франция и Италия. А вот по скорости роста потребления впереди всех оказался находящийся на пятом месте континентальный Китай. В нем в апреле этого года купили швейцарских хронометров в два с половиной раза больше, чем годом ранее. Впрочем, об оживлении люксовой торговли говорят не только цифры экспорта. В самой Швейцарии также отмечается явный рост продаж часов, свидетельствует Бернар, владелец небольшого часового бутика на улице Монблан в Женеве:


"Мы пережили прошлый год, который был очень неудачным. В начале года торговля тоже шла не очень. Но сейчас мы чувствуем, что дела идут куда лучше. Мои клиенты буквально со всего мира. Есть и русские, и китайцы, ну, и европейцы тоже. Я бы сказал, что у меня ощущения, что средняя цена часов, которые покупают русские, несколько выше, чем тех, что приобретают китайцы. Правда, покупают они несколько больше, но это естественно - их же значительно больше, чем русских".


Россия на четырнадцатом месте по объемам покупок часов, но рост тоже внушительный, почти как у китайцев – 84 процента! Впрочем, предпочтения покупателей по сравнению с докризисными временами несколько изменились. Во всяком случае, в среднем ценовом сегменте, говорит главный редактор журнала "Часы" Александр Ветров:


"Очевидно, что в связи с кризисом люди стали больше экономить и выбирать более бюджетные варианты. Ну, это опять же, если мы берем в расчет то, что называется, условно средняя ценовая категория - 20-30 тысяч долларов, а если говорить о дорогих часах, то бренды, которые выпускают по 200-400 тысяч долларов и выше за штуку, особо кризис на это не повлиял. Как покупали люди такие уникальные вещи, так и продолжают".


Согласно статистике швейцарских часовщиков, настоящий бум во всем мире - это продажа так называемых биметаллических часов, например в корпусах золото-сталь или платина-титан. Их общий экспорт из Швейцарии вырос на 83 процента! Александр Ветров уверен, что эта тенденция обошла стороной Россию, здесь у покупателей иные предпочтения:


"В России всегда ценились очень механически сложные часы, потому что русские они люди с пытливым умом. Если для американцев важен бренд прежде всего, то россиянам всегда интересно, что внутри. В детстве разбирают такие игрушки, телефоны и прочее, ну, и когда мальчики вырастают продолжают интересоваться внутренним содержимым".


Что касается цены, то согласно данным Федерации швейцарских часовщиков, самый большой рост наблюдался в экспорте дешевых часов - дешевле 200 франков, дорогих - от 5000 и выше. А объем покупок в сегменте от 500 до 3000 франков практически не изменился.