Reuters: китайские компании рассматривают покупку закрытых заводов VW в ФРГ
Это позволит китайским производителям электромобилей избежать уплаты пошлин ЕС на импорт машин. При этом КНР за три года так и не разместила производство на территории России
Читать на полной версииКитай наблюдает за кризисными автоконцернами Германии и, возможно, постарается зайти на немецкий рынок, выкупив проблемные заводы. Об этом пишет Reuters, со ссылкой на источники, знакомые с позицией правительства КНР.
Больше всего китайские чиновники и автопроизводители заинтересованы в заводах немецкого концерна Volkswagen. Как отмечают источники, покупка предприятий позволит Пекину усилить свое влияние в автомобильной промышленности Германии, пусть сейчас она и переживает системный кризис. Reuters называет такой возможный шаг Китая самой политически чувствительной инвестицией на сегодняшний день.
Из очевидных плюсов — развернутое производство в центре Европы позволит Китаю избежать уплаты пошлин. К тому же это экспансия в самом сердце рынка, привыкшего к престижным и премиальным автомобилям. Volkswagen собиралась закрыть три местных завода, но после забастовок компания пересмотрела планы: договорилась свернуть с этого года работу предприятия в Дрездене, а через два года закрыть завод в Оснабрюке. Как раз его и собираются продать Китаю. Сделка могла бы принести, по оптимистичным оценкам, до 300 млн евро.
У немецких концернов, с одной стороны, настроения в духе: «как же можно народную кровинушку Volkswagen отдать Китаю», с другой — «выхода все равно нет, и что-то продавать придется». Продолжает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Автомобильная промышленность как главный локомотив всей промышленности Германии, действительно, находится в тяжелом положении, оно складывалось не сразу. Это началось еще с кризиса компонентов несколько лет назад, который усилился в ковидное время. И было понятно, что растет себестоимость производства и так далее. Китайцы стали активнее покупать автомобили китайских брендов, это тоже проблема. Плюс серьезный удар для многих — уход из России. В России не самый большой рынок, но для немецких компаний он был тоже важным. И, помимо этого, в течение всех этих лет было давление, которое оказывали зеленые и вся зеленая повестка. [Возникает дилемма]: проще закрыть или продать завод, потерять эти заводы или оставить их рабочими, которые в конце концов приносят деньги в виде налогов, которые трудоустраивают людей и так далее. Это непростой вопрос, и споров будет очень много».
В Россию, как показал опыт последних трех лет, Китай предпочитает завозить автомобили. Программа максимум — разместить еще дилерские центры. Но о запуске производства речи не идет. Единственный завод Haval в Тульской области открылся еще в 2019 году, и на нем все и закончилось. Причины такой ситуации понятны, дело, конечно, в санкционных рисках, и Китай их всегда чувствовал хорошо — достаточно вспомнить, как ведут себя китайские банки с денежными переводами из России. Впрочем, китайские концерны изобрели интересную схему, как и санкции обойти, и позиции на российском рынке не терять, говорит редактор портала Quto.ru Алексей Кованов:
Алексей Кованов редактор портала Quto.ru «Китайцы действительно сейчас не спешат заходить с производством в Россию. При нынешних санкционных рисках напрямую организовывать выпуск каких-то моделей совершенно явно не решится, пожалуй, никто. Причем мы прекрасно видим, что китайские марки с огромным удовольствием заходят к нашим соседям. В соседней Белоруссии увеличивается количество моделей марки Belgee, в Узбекистане налаживается выпуск гибридов и электрокаров BYD. Эти страны выбраны не из-за объемов собственно внутреннего рынка, а потому, что со временем можно вполне успешно наладить выпуск продукции из этих стран в Россию».
Прошлой осенью западные СМИ писали, что Министерство торговли КНР призвало концерны ограничить инвестиции за рубеж. Назывались рынки России, Индии и Турции. Пекин хочет, чтобы автоконцерны в первую очередь были ориентированы на внутренний рынок Китая, а не стремились к глобальной экспансии. В случае с Германией Китай может сделать исключение, и дать зеленый свет своим концернам — все-таки, Компартия может решить, что таким благоприятным моментом надо воспользоваться.