Цифры и факты о московском метро, о которых вы не знали
Московскому метрополитену в этом году 90 лет. По этому поводу вспомним историю одного из самых масштабных в мире подземных проектов
Читать на полной версииВ начале было… Первый в мире метрополитен появился в Лондоне в 1863 году. А в Москве о строительстве метро заговорили в 1875 году. Тогда инженер Василий Титов предложил проложить железную дорогу под землей от Курского вокзала до Марьиной Рощи через Лубянскую площадь. Но проект не был принят — слишком дорого, слишком сложно, слишком смело, да и митрополит Иннокентий высказался однозначно, мол, не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю? Ближе к концу XIX века многие инженеры предлагали свои метропроекты, но до строительства так и не дошло. В 1913 году Московская городская дума предложила новый проект на основе разработок инженеров Руина, Кнорре, Уткина, Вышнеградского и других. В метро должны было быть три подземных диаметра, туннели и пересадочная станция. Планировалось закончить строительство к 1917 году, но началась Первая мировая.
Ровно в семь утра 15 мая В мае 1931 года прошло заседание комиссии политбюро во главе со Сталиным. И было принято историческое решение — разработать проект метрополитена. В кратчайшие сроки. И уже в ноябре утвердили первую очередь строительства. Первые лопаты рабочих метростроя коснулись земли 10 декабря. Менее чем через четыре года, 15 мая 1935 года, в 5 часов 48 минут в метро включили ток. В 6:45 распахнулись двери вестибюлей. И ровно в семь часов утра поезда поехали по графику: от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Московский метрополитен открылся с одной линией длиной 11 километров. На ней было 13 станций. Интервал движения поездов составлял от пяти до 10 минут.
Как платили Первые билеты в московском метро были картонные. На входе их проверяли и компостировали, а на выходе снова проверяли. Билеты были двух цветов: красные (до «Сокольников») и желтые (в обратную сторону — до «Парка культуры»). Билет был фиксированным по времени и считался действительным 35 минут. Массово оборудовать метро турникетами начали только в конце 50-х годов, хотя первые концепты турникетов появились еще в 1934 году. К 1961 году турникетами были оборудованы уже все станции. Сначала в них бросали мельхиоровые жетоны. Но после денежной реформы 1961 года стали платить за вход пятикопеечными монетами (пятаками). Так продолжалось 30 лет. В начале 1992 года турникеты стали принимать металлические жетоны, а к концу года металл заменили на пластик. Магнитные бумажные билеты появились в 1997 году, а в 1999-м — бесконтактные транспортные карточки.
Под землей Метро не работало всего лишь один раз за свою историю. Это было сделано по приказу Лазаря Кагановича 16 октября 1941 года в связи с так называемой московской паникой. На город наступали немецкие войска, и тысячи человек стремились покинуть столицу. Каганович приказал закрыть метро и подготовить его к уничтожению как стратегически важный объект. Но потом передумал, и в итоге некоторые станции использовались как бомбоубежища. Кстати, за время войны в бомбоубежищах метро родились, по разным данным, от 150 до 200 человек.
Включите цвет Схема метро не всегда была цветной. Первая цветная карта датирована 1957 годом. Линии раскрасили в ходе подготовки к Всемирному фестивалю молодежи и студентов — для удобства навигации иностранцев.
Слышать голоса При движении в центр города станции метро объявляет мужской голос, а из центра — женский. Такая традиция сложилась еще в 80-е годы по инициативе общества слепых. Сегодня эти голоса принадлежат актерам Юлии Романовой-Кутьиной и Алексею Россошанскому. Студия звукозаписи находится на проспекте Мира.
Большие цифры Совокупная длина линий московского метро без учета МЦК и МЦД сейчас составляет 471,7 километра. Самая длинная линия на сегодняшний день — Арбатско-Покровская (45 километров).
Пассажиропоток За 2024 год было перевезено более двух млрд пассажиров. И 12 декабря был поставлен новый рекорд — 8,3 млн человек за день.
На глубине Самая глубокая станция — «Парк Победы» (73 метра), и там же находятся самые длинные эскалаторы (126 метров). Решение делать такую глубокую станцию было принято во избежание проседания грунтов.