Минобрнауки хочет ввести единый порядок оплаты во всех вузах
Сейчас порядок установления оплаты определяют учредители вузов: для сельскохозяйственных вузов это Минсельхоз, для медицинских — Минздрав. По данным Минобрнауки, стоимость обучения в российских вузах по сравнению с прошлым годом выросла более чем на 10%
Читать на полной версииМинобрнауки хотело бы контролировать стоимость обучения во всех вузах России. Об этом заявил замминистра Андрей Омельчук на заседании думского комитета по науке и высшему образованию.
Он напомнил, что по закону порядок установления платы определяют учредители вузов: для сельскохозяйственных вузов это Минсельхоз, для медицинских — Минздрав. Позже пресс-секретарь замминистра пояснила телеканалу «Звезда», что Минобрнауки не планирует контролировать стоимость обучения во всех вузах, а предлагает ввести единый порядок оплаты для всех.
Бизнес ФМ спросила представителей вузов, как они относятся к идее Минобрнауки:
Ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования Игорь Реморенко:
«Вуз перед своим учредителем всегда должен отчитываться по уровню заработной платы преподавателей, сотрудников, которые у него работают. Потому что есть майские указы президента, и, например, вузы не могут платить среднюю заработную плату меньше, чем удвоенная средняя зарплата в экономике соответствующего региона. И эта зарплата складывается из бюджетных студентов и из небюджетных студентов. И учредитель вряд ли усиленно ограничит прием платников, потому что есть нормативы финансирования на одного студента бюджетные, и внебюджетный прием уже не может быть меньше этих нормативов. Так вот, если тем не менее учредитель как-то пытается это ограничить, вуз ему скажет: а как же я буду зарплату-то преподавателям платить, мне же надо соблюдать этот норматив, чтобы зарплата была вдвое выше, чем средняя по экономике».
***
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
«Учредитель большинства вузов и так министерство высшего образования и науки, для своих вузов у них остаются возможности этого регулирования. А те вузы, которые им не подчинены, в частности медицинские, имеют своего учредителя, и для ведущих университетов с учетом конкурса, сложности подготовки, необходимости наличия высокотехнологичного оборудования, программ развития будут сделаны согласованные с этими учредителями решения. У нас со следующего года регулируется количество платных мест, и критерии до сих пор не ясны. Мы видим, что в этом году конкурс на платные места очень высокий, в несколько раз превышающий количество платных мест. Если в следующем году оно сократится и еще будут установлены цены, то вузы потеряют дополнительные источники финансирования, в первую очередь своих программ развития и поддержки кадров. С другой стороны, абитуриенты будут искать альтернативные возможности получения образования, в том числе на платной основе, но на русском языке в тех странах, которые в дружеских отношениях находятся и предлагают свои программы».
***
Ведущий эксперт Института фундаментальных проблем социогуманитарных наук, руководитель проектного офиса «Обучение служением» НИЯУ МИФИ Яков Якубович:
«Я полагаю, что большинство рядовых государственных вузов, которые не входят в топовые, скорее всего, смогут эту инициативу поддержать, в особенности те, которые в основном зависят именно от бюджетного финансирования. В целом они повысят, наверное, свою конкурентоспособность по сравнению с коммерческими вузами за абитуриентов, ну и при должном уровне аргументации и обоснованности тарифной базы смогут гарантировать экономически обоснованные цены на свое образование, даже если эти цены покажутся кому-то высокими. Обосновать цену на собственные услуги в диалоге с регулятором намного проще, чем это делать в кабинетах, делая эту систему ценообразования непрозрачной. Что касается частных вузов, здесь могут быть у университетов сомнения в обоснованности этой инициативы, поскольку эти вузы могут потерять возможность устанавливать цены самостоятельно, автономно, исходя из спроса и престижа самого учебного заведения. Ну и направлять полученный доход на те нужды, которые они посчитают необходимыми, допустим, на привлечение профессорско-преподавательского состава по тем направлениям подготовки, где найти преподавателей достаточно сложно, на проработку новых методик обучения. Что касается частных вузов, частные вузы сейчас абсолютно автономны в выборе ценовой и бизнес-модели, используют маркетинговые технологии для того, чтобы продвигать собственный престиж и собственный имидж. При этом про качество образования ничего не известно».
По данным Минобрнауки, стоимость обучения в российских вузах по сравнению с прошлым годом выросла на 12%, а по Москве — почти на 16%.