Даты третьего раунда переговоров в Стамбуле еще не определены. Проекты мирных меморандумов, которыми в прошлый раз обменялись Россия и Украина, «диаметрально противоположные», и сторонам предстоит «большая дипломатическая работа», — заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Очередной, уже третий по счету, раунд переговоров России и Украины в Стамбуле может пройти 23 или 24 июля, сообщила туркоязычная версия газеты Independent со ссылкой на дипломатические источники.

Встреча, по их данным, будет представлять собой «технические переговоры по ограниченному кругу вопросов». Ожидается, что стороны обсудят гуманитарную помощь, обмен пленными, безопасность инфраструктуры и меры по охране границ. Состав обеих делегаций, предварительно, меняться не будет. Глава украинской группы Рустам Умеров остается, несмотря на то, что недавно сменил должность с министра обороны на секретаря СНБО.

О перспективах третьего раунда переговоров говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

— Очевидно, что в данном формате не может быть принято никаких принципиальных, фундаментальных решений, этот формат для этого не предназначен. Мы прекрасно понимаем, что ключевые переговоры все равно идут в теневом режиме между первыми лицами России, США, Великобритании, ЕС. В этом формате будут вырабатываться принципиальные решения, но как-то их потом все равно нужно будет оформлять. В моем понимании данная переговорная группа все-таки решает определенные задачи, и я вижу три основные задачи. Первая задача — поддерживается хоть какой-то формальный механизм взаимодействия между Россией и Украиной, по крайней мере, уже есть какая-то коммуникация. Отсюда вторая задача. Когда первые лица государств выйдут на практические договоренности, отшлифовывать их можно будет как раз в этом формате. И третья задача — различные гуманитарные вопросы, обмен пленными. Понятно, что на фоне противостояния, может быть, это кажется и не самым значимым, но, если вспомнить, что за каждым таким решением — это судьбы и жизни конкретных людей, это, мягко говоря, лишним не бывает. Поэтому нужно понимать, что излишнее внимание к этому формату бессмысленно, принципиальных решений переговорщики принять не могут. Но тем не менее важно, что это пусть и формальная, но коммуникация. И здесь это, кстати, важно и для созерцания президентом США Трампом, поскольку он подгоняет и Россию, и Украину к поиску финального перемирия, ну или, по крайней мере, промежуточного перемирия, ему важно тоже наблюдать, что есть переговоры. По мере продвижения хоть к какому-то итогу в теневом режиме состав групп вполне может меняться, необязательно, что группы сохранятся в том же составе и на ближайший месяц. Просто это площадка, которую нужно поддерживать, технически ее можно докручивать.

— То есть все-таки ультиматум Трампа в 50 дней сыграл какую-то роль?

— Сыграла свою роль жесткая позиция Трампа и по отношению к Украине, и по отношению к России. Трамп пытает Украину прекращением поставок оружия, Трамп пугает Россию новыми жесткими санкциями. Это четкое обозначение раздражения Трампа, которое влияет на позицию переговаривающих сторон.

Дмитрий Песков назвал «возможной» встречу президента России Владимира Путина с Дональдом Трампом в Китае в сентябре. «Если президент Соединенных Штатов окажется в Пекине в те же сроки, нельзя исключить обсуждение вопроса о целесообразности организации двусторонней встречи», — отметил Песков.

Пока неизвестно, посетит ли Трамп Китай. В сентябре там пройдут мероприятия в честь 80-летия окончания Второй мировой войны.