На российском рынке скопилось полмиллиона непроданных автомобилей
Это подсчеты аналитического агентства «Автостат». Вместе с этим на автокредиты сохраняется заградительная ставка. И даже при таких раскладах доля отказов в выдаче кредитов со стороны банков очень высока
Читать на полной версииНесмотря на скидки и спецпрограммы автодилеров, продажи новых автомобилей в России продолжают падать. Стоки концернов забиты — не реализовано около полумиллиона единиц легкового транспорта, посчитали в «Автостате». Несмотря на это, машин по-прежнему производится больше, чем продается, — разница за прошлый месяц составила 13,5 тысячи автомобилей. Стоки продолжают расти и приносить прямые убытки, говорит директор дивизиона продаж новых автомобилей компании «Авилон» Игорь Назаров:
Игорь Назаров директор дивизиона продаж новых автомобилей компании «Авилон» «Проблема есть, и она от производителя к производителю примерно одинаковая плюс-минус. В прошлом году было завезено довольно большое количество автомобилей, а в этом году продажи просели. У многих брендов это до 50% падения продаж, но образовались огромные стоки именно у производителей. То есть у дилеров-то эти стоки небольшие. Есть машины даже еще 2023 года. Продажи просели понятно почему: высокая ключевая ставка. Поднялись процентные ставки по кредитам, увеличились первоначальные взносы. Рост цен сам по себе тоже сказался. Это все привело к падению спроса. Как выходить из этой ситуации? Ну, здесь, наверное, рецепта одного быть не может. Ключевая ставка потихонечку снижается».
По оценке «Автостата», в начале года ситуация с нераспроданными машинами была еще хуже, сейчас стоки снизились хотя бы на 20-30 тысяч штук. По-прежнему остается запас на полгода продаж. В обычное время этот срок не превышает пары месяцев. В ассоциации «Российские автодилеры» уже заявили, что около трети всех игроков оказались на грани закрытия.
На фоне сверхвысоких ставок по автокредитам — удивительно, что банки не спешат их выдавать. Рекордсмен здесь Свердловская область. Доля отказов по всем заявкам на автокредиты в июне составила без малого 83%. В целом по России показатель за месяц хоть и снизился, но остается на уровне в 82%. Почему банки так себя ведут, ведь им, по идее, выгодно зафиксировать высокую ставку кредита? Объясняет директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин:
Михаил Полухин директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА «Помимо того, что ставка более высокая, естественно, банку выгодна, есть еще фактор оценки рисков. Обычно по более высоким ставкам банки предполагают выдачи более рискованными. Нужно соблюдать необходимый баланс. Но очень сильно выросли процентные ставки. Банки понимают, что риски растут, и свою политику, позволяющую им фильтровать более тщательно потенциальных заемщиков, они, естественно, ужесточали. И это, в общем, сохранялось вплоть до последнего, наверное, момента, когда ставки все-таки сейчас уже начали движение в сторону снижения. На фоне низких продаж дилеры и автопроизводители стали использовать практику собственных льготных субсидируемых программ. И на этом фоне банки сейчас уже более охотно предоставляют кредиты».
Больше всего на охлаждение спроса на авторынке повлиял утильсбор. Сложилась парадоксальная ситуация: очередное повышение этого квазиналога привело лишь к тому, что денег в бюджет стало поступать гораздо меньше, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
Для покупателя автомобиля сейчас, если такой найдется, здесь есть, конечно, хорошие новости. Да, ЦБ начал снижать ключевую ставку, но возврат к более-менее приемлемым 15% произойдет в лучшем случае к концу этого года. А значит, скидки на новые автомобили сохранятся и во втором полугодии.