«Самый модный из новых языков программирования — английский». Такую максиму изрек (ссылка ведет на заблокированную в РФ соцсеть Х) автор термина «вайбкодинг», экс-директор направления искусственного интеллекта в Tesla Андрей Карпатый. Дословный перевод словосочетания звучит примерно как «программирование по настроению» или, так сказать, на вайбе. На деле речь идет о создании ПО исключительно через общение с ИИ, без самостоятельного написания кода. Условно: сделай-ка мне, нейросеть, приложение с такими-то параметрами — и готово!

На фоне развития специализированных сред для ИИ-программирования и нейросетей общего назначения тренд уже захлестнул Кремниевую долину. Рассказывает управляющий партнер знаменитого венчурного фонда Y Combinator Джаред Фридман:

«Мы спросили компании из нашего зимнего набора, какая доля их кода написана ИИ. Вот прямо: какой процент знаков написал человек, а сколько выдала нейросеть? Результаты безумные: четверть фаундеров сообщили, что ИИ сгенерировал более 95% кода их продуктов. И это не какие-то гуманитарии, все проекты представили технические специалисты высокого уровня. Год назад они бы писали весь код самостоятельно, а теперь пользуются вайбкодингом. А одной из лучших компаний этого набора руководят люди с крайне техническим умом, но без классического программистского образования. При этом они крайне продуктивны и выдают тонны прекрасного продукта, который по большей части написан ИИ. Я думаю, вайбкодинг позволит людям с техническими навыками становиться успешными программистами намного быстрее. Помню, как в свое время повсюду были лагеря для переобучения физиков в айтишников. Но все это было не очень эффективно, потому что нужно выучить кучу синтаксиса, библиотек и так далее. А теперь это новый мир».

Ажиотаж вокруг вайбкодинга вскоре вскрыл темную сторону такой практики. Semafor приводит исследование, согласно которому более 10% программных продуктов, созданных с помощью популярного вайбкодинг-сервиса Lovable, не просто имеют уязвимости, а в принципе не защищают от внешнего доступа данные пользователей, вплоть до финансовой информации. Стоит отметить, что обвинения озвучил сотрудник конкурирующего вайбкодинг-сервиса Replit, а Lovable уже заявила о доработке функций безопасности в своей нейросети.

Встречную страшилку, теперь уже про Replit, публиковал PC Gamer: венчурный капиталист Джейсон Лемкин работал над вайбкодинговым проектом, но сервис в какой-то момент завис, удалил базу данных и уничтожил несколько месяцев работы. В итоге специалистам Replit удалось восстановить архив, и компания принесла извинения разработчику. Продолжает ведущий профильного ютуб-канала Syntax Скотт Толински:

«Я думаю, все разваливается, когда ты пытаешься строить долгосрочные функциональные базы кода. Использовать эти инструменты можно, но нужно воспринимать их как помощника, за которым нужно постоянно следить. У меня есть друзья, которые повайбкодили и, дескать, сделали крутую приложуху. Только через нейросети, было очень просто и все такое, и теперь они планируют делать из этого стартап. Но тут вопрос: а вы вообще хоть что-нибудь понимаете в аутентификации, в хранении данных, в безопасности? И везде ответ «нет». Сегодня уверенно выводить продукт на рынок без всех этих инструментов и знаний практически невозможно. По крайней мере, на данный момент этот зазор остается. Потому что вайбкодинг подразумевает, что ты вообще не взаимодействуешь с самим кодом. Но для личных проектов, персонального ПО, для практики, для демоверсий вайбкодинг вполне приемлем и хорошо работает».

Как бы там ни было, все идет к тому, чтобы вайбкодинг стал повсеместной практикой. По информации Бизнес ФМ, над массовым применением нейросетей неспециалистами для традиционно программистских задач работает как минимум одна из ведущих IT-компаний России. Портал Newsler публиковал данные HeadHunter о появлении вакансий с упоминанием вайбкодинга на российском рынке труда: пока это «более 100» упоминаний с начала года, но число их растет.

А платформа Lovable на этой неделе заявила о достижении отметки в 100 млн долларов выручки в годовом выражении за восемь месяцев с запуска продукта. Как пишет Tech.eu, если данные соответствуют действительности, шведский вайбкодинг-сервис стал самым быстрорастущим стартапом в истории бизнеса.