Общественная палата предлагает вернуть советские ограничения на продажу алкоголя
Речь идет о разрешении на торговлю спиртным с 11 до 19 часов. Эксперты спорят: поможет ли это снизить уровень потребления или лишь приведет к росту теневого оборота. В ряде регионов уже действуют строгие меры — вплоть до двух часов продаж в день
Читать на полной версииОбщественная палата предложила вернуться к советскому опыту продажи алкоголя с 11:00 до 19:00. Сейчас в большинстве регионов России спиртное можно купить с восьми утра до 11 вечера. В палате считают, что действующих ограничений недостаточно.
Новая идея продажи горячительных напитков: график как в СССР, но с плавным переходом. Нынешний режим можно каждый год сокращать на один час — и все это, чтобы «повысить ожидаемую продолжительность жизни трудоспособного населения». Говорит автор замысла, председатель комиссии Общественной палаты по демографии Сергей Рыбальченко:
Сергей Рыбальченко председатель комиссии Общественной палаты по демографии «Есть опыт советского периода, именно тогда были достигнуты рекордные показатели снижения смертности, прежде всего мужского населения, и в том числе — повышения рождаемости. Впервые за многие годы был зафиксирован рост ожидаемой продолжительности жизни, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте».
Специалисты считают, что результаты советского опыта борьбы с алкоголизацией, к которым апеллирует Общественная палата, неверно интерпретируются. Отсюда и слишком наивные ожидания. Рассуждает эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:
С 1 марта власти сразу нескольких регионов ввели ограничения на торговлю спиртным. Ночью его и так нельзя было купить по всей стране, но в начале весны субъекты получили право ужесточать нормы по своему усмотрению.
Больше 60 регионов слегка подкрутили гайки, а пять ввели настоящие драконовские меры. В Тульской области алкоголь продают с 14:00 до 22:00, в Якутии — с 14:00 до 20:00, в Туве — с 11:00 до 15:00, в Чечне — с 08:00 до 10:00. Единственным немусульманским регионом, где купить и немедленно выпить можно только два часа, оказалась Вологодская область. Как там сейчас обстоят дела, рассказывает журналист из Вологды Владимир Пешков:
Владимир Пешков журналист «По большому счету все подобные ограничения не ведут ни к чему, кроме как к тому, что люди как-то адаптируются к ним. Алкомаркеты в Вологде действительно закрываются, и это заметно. Есть алкомаркеты, которые переориентировались в чистом виде на еду. Люди в основном относятся к ограничениям по продаже алкоголя с иронией — ну, то, что я вижу. Кому надо — те купят или с 12 до 14 или где-то еще. Среди моих друзей появилась новая привычка — смотреть на часы, заниматься очень жестким тайм-менеджментом. Бизнес просто адаптируется: где-то закрывается, где-то открывается».
В сообществе призывают смотреть на ситуацию в Вологодской области шире. Говорит независимый алкогольный эксперт Андрей Ткемаладзе:
Андрей Ткемаладзе независимый алкогольный эксперт «Я думаю, что окружающие Вологодскую область регионы очень порадовались этому решению. Мы все время видим статистику по Вологде, а никто не публикует статистику по окружающим регионам. Я уверен, что там и продажи алкоголя выросли в несколько раз, и алкоголизация населения выросла почему-то. Нельзя запретительными методами решать такие проблемы».
Медики к новой идее тоже отнеслись без энтузиазма. По их словам, сокращенный график продажи спиртного системно ничего не решит. Комментирует психиатр-нарколог Алексей Казанцев:
Алексей Казанцев психиатр-нарколог «Я больше за то, чтобы была все-таки социальная реклама, чтобы показывались по телевидению те страшные сцены, которые происходят с человеком в зависимости: алкогольные делирии, последствия в плане памяти, ухудшения мышления, чувства юмора — как протекает деградация. Вот это надо больше показывать. И ограничения тоже сыграют роль, но у зависимых приведут к тому, что те начнут употреблять контрафактную продукцию, будет продажа из-под полы. Вспоминайте времена, когда таксисты, так сказать, ездили и в багажниках возили. Все мы это уже проходили».
Глава думского комитета по труду Ярослав Нилов в беседе с RT предложил зайти еще дальше: запретить рекламу безалкогольного пива и не продавать его на заправках. Это так: по ГОСТу оно может содержать до 0,5% спирта. Но в кефире его доля — 0,7%, а в квасе — 1,2%.