В России ввели эмбарго на экспорт бензина
До этого момента запрет на экспорт распространялся только на трейдеров, небольшие НПЗ и нефтебазы, для крупных производителей продажа за рубеж разрешалась
Читать на полной версииОбновлено 29 июля в 11:20
Правительство распространило запрет на экспорт бензина и на крупных производителей нефтепродуктов. Ограничения вступают в силу с 29 июля для сохранения стабильной ситуации в период высокого спроса и будут действовать до 31 августа включительно, сообщила пресс-служба кабмина.
С 1 марта ограничение на экспорт бензина уже действует для непроизводителей (то есть трейдеров, нефтебаз и организаций с производственной мощностью менее 1 млн тонн топлива в год). Планируется, что оно продлится до конца августа.
Новые ограничения помогут предотвратить дефицит бензина на внутреннем рынке и рост цен на него в период летних отпусков, то есть в момент повышенного спроса на этот вид топлива, поясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
В начале месяца на фоне угрозы запрета на экспорт цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже сначала пошли вниз, а затем перешли к росту.
23 июля бензин Аи-92 перешагнул отметку 66,6 тысячи рублей за тонну, рост составил 26% в годовом выражении. 24 июля стоимость Аи-95 превысила 76 тысяч рублей за тонну. Это почти абсолютный исторический максимум, годовой рост составил 36%. 28 июля цены на Аи-95 отскочили до 65,5 тысячи. Комментирует президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша:
Евгений Аркуша президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации «Цена растет, потому что нарушен баланс спроса и предложения в первую очередь на бирже. У нас нет дефицита в стране, заправки не простаивают, топливо везде есть, но цены определяются биржевыми индикаторами по всей цепочке — крупный опт, мелкий опт, розничные цены и так далее. На бирже баланс предложения нарушен — это рост спроса, это сезон, это снижение производства, потому что целый ряд заводов проводит плановые и неплановые ремонты, переносы и так далее. Не хватает производственных мощностей, не хватает объема поставок топлива на внутренний рынок. И третий вопрос, тоже связанный с биржей, — это топлива не хватает не только у независимых производителей, не хватает и у государственных: продавая топливо на бирже по нормативам они сами это топливо на бирже и покупают. Поэтому не хватает рынку, и нарушение баланса спроса и предложения ведет к тому, что, к сожалению, растут цены. Чтобы насытить внутренний рынок, было принято абсолютно правильное решение закрыть экспорт. Думаю, что оптовые цены дальше расти не будут, и, скорее всего, снизятся. Что касается розничных цен, то сегодняшние оптовые цены уже делают отрицательной рентабельность продажи топлива в розницу».
Первоначально запрет на вывоз бензина за рубеж, кроме стран ЕАЭС, действовал в России с 1 марта по 31 августа 2024 года, однако 20 мая он был приостановлен, а осенью возобновлен. Затем кабмин сделал исключение для крупных нефтеперерабатывающих заводов.