Вслед за популярными китайскими грузовиками Shacman Росстандарт запретил импорт еще нескольких моделей. Под ограничения попали крупнотоннажные грузовики Dongfeng, Foton, FAW и Sitrak. Запрещен не только ввоз, но и реализация на территории России. Росстандарт заявил о технических проблемах в китайской технике. А участники рынка увидели в этом решении лоббирование интересов КамАЗа.

Спустя полгода после остановки импорта популярных грузовиков Shacman Росстандарт резко расширил список запрещенки. Претензий много — и по части эффективности тормозной системы, и по уровню шума, и по установке устройств вызова экстренных служб. В том числе Росстандарт ограничил ввоз лидера российского рынка крупнотоннажных грузовиков, тягачей и самосвалов — марки Sitrak. У технического директора компании «Капитал» по логистике нерудных ископаемых Александра Захарова — как раз грузовики от этого концерна:

Александр Захаров технический директор компании «Капитал» по логистике нерудных ископаемых «Нареканий очень много, но потихонечку уже исправляют свои ошибки, с запчастями стало проще. Все переходят на Китай. Даже те, кто был очень против пару лет назад, покупают потихоньку «китайцев», потому что европейская техника стареет, парки обновлять нужно. КамАЗ же тоже практически состоит на 90% из импортных запчастей. Тягачи, современные самосвалы есть, которые КамАЗы на наших двигателях — на ЯМЗ и так далее. А в основном это «Каменец», мерседесовские все запчасти и агрегаты стоят на них. По цене они где-то на одной ступени практически стоят. Это выбор каждого перевозчика, что брать лучше — КамАЗ или «китайца». Они до сих пор все в продаже. И сейчас вот 2025 год, новые автомобили стоят еще 2023 года не проданы — их столько сюда завезли».

Есть, по мнению Росстандарта, в китайских грузовиках несоответствия в части электромагнитной совместимости, проблемы с креплением ремней безопасности и так далее. Претензии выглядят натянуто и больше похожи на лоббирование КамАЗа, у которого дела плохи, считает исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский. Его подрядчики работают на марках Foton, Sitrack, Dongfeng:

Кирилл Латинский исполнительный директор Transasia Logistics«Если сравнивать с КамАЗом, никаких существенных замечаний все-таки нет. Единственный момент — по Foton, там несколько слабее тормоза. Но опять же рынок воспринимает эти нововведения не как то, что нашли некие конструктивные недоработки, а это больше воспринимается как с точки зрения поддержки производителя КамАЗ, потому что у КамАЗа очень сильно рухнули продажи по итогам шести месяцев 2025 года. В целом продажи седельных тягачей на российском рынке упали примерно на 55-60%, а за первый квартал 2025 года чистый убыток КамАЗа — порядка 12 с половиной миллиардов рублей. На самом деле, главное, чтобы все работало, перевозилось. Но все-таки рынок должен находиться в режиме открытой конкуренции, потому что в режиме, когда создается искусственная монополия, а КамАЗ сейчас, судя по всему, превращается в искусственно созданного монополиста, надеяться на то, что у КамАЗа повысится качество готовой продукции, не приходится».

В феврале этого года, когда аналогичный запрет вводили в отношении китайских грузовиков Shacman, Росстандарт сообщал, что они слишком шумные, были претензии к тормозной системе и защитным устройствам этой техники. Теперь, получается, недочеты есть почти у всех китайских концернов. Мера по запрету импорта в любом случае временная, уверен президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин:

— То, что запретили продажу этих автомобилей, я думаю, сейчас кардинально никак не скажется на рынке, потому что и так перевозчики перестали покупать автомобили и даже пачками их сдают обратно в лизинговые компании. Причина — высокая ключевая ставка, лизинговые платежи огромные, стоимость автомобилей очень дорогая. Фактически перевозчик выживает, и ему сейчас не до покупок новых автомобилей. Там ужесточили требования по шумности, ну, можно это исправить, исправят — я думаю, выйдут опять на рынок. По поводу требований ГЛОНАССов или же тормозных систем — это тоже все исправимо.

— Как думаете, как долго будет этот запрет?

— Сейчас перенасыщение на рынке. Если даже они через полгода или через год исправят и вернутся, я думаю, сильно не отразится.

В рейтинге десяти самых продаваемых в России моделей грузовиков за 2024 год шесть марок принадлежат китайским концернам. Лидер продаж — китайский Sitrack. На втором месте — российский КамАЗ. «Урал» — на восьмом месте. Также в рейтинге есть белорусский МАЗ, он на седьмом месте по продажам. Из самых продаваемых в России китайских грузовиков, которые пока не запрещены, осталась техника от концернов Sany и Howo. У опрошенных нами участников рынка претензий к ним также не было.