Обновлено 1 августа в 13:45

Челябинский миллиардер Игорь Рыбаков хочет удалить альбом Гуфа со всех площадок
Он заявил, что выкупил за 95 млн рублей права на дебютный альбом рэпера «Город дорог» и теперь может это сделать. Цель — обезопасить молодое поколение от романтизации алкоголя, наркотиков и разгульной жизни. Нынешний правообладатель сообщил, что сделка еще не состоялась, а требование Рыбакова может ее вообще сорвать.

А что думаете вы по поводу такого решения? Голосуйте в телеграм-канале Бизнес ФМ

Игорь Рыбаков — совладелец компании «Технониколь», его состояние оценивается Forbes в 2,4 млрд долларов. К музыке отношение он тоже имеет: в 2019 году он выпустил собственный музыкальный альбом в стиле трип-хоп с участием детского и госпел-хора.

Бизнесмен 23 июля разместил в телеграм-канале кусок подкаста с владельцем лейбла True Music Антоном Прониным, где тот заявил, что готов продать права на культовый дебютный альбом Гуфа (Алексея Долматова) «Город дорог» 2007 года. Через неделю Рыбаков сообщил, что выкупает их, чтобы удалить альбом со всех стримингов. Он объяснил это тем, что в конце нулевых «много гулял, употреблял алкоголь» под «Город дорог». По его мнению, он романтизирует подобный образ жизни. Позднее в редакцию Бизнес ФМ поступил комментарий от самого Рыбакова:

Игорь Рыбаков предприниматель «В мой музыкальный отдел поступает много предложений типа «выкупите, пожалуйста, мой альбом, чтобы он не навредил людям». Это очень находчивые предприниматели. Я рад этому резонансу, но хочу сказать, что лучше размножать хорошее интенсивнее, и тогда плохому места не останется».

Месяц назад в интервью проекту «Вписка» сам Гуф подтверждал, что права на альбом — не у него. А писал он его примерно в том состоянии, за которое его критикует, в частности, Рыбаков. Вот небольшой отрывок этого интервью:

«Альбом «Город дорог» я написал в подъездах на каких-то клочках бумажек. В 2005-2006-м меня от всего «зашили» якобы. Все это собрал в кучу, выпустил «Город дорог», лег в дурку на два месяца, вышел — и из тачек уже играли мои треки. У меня был контракт с «Монолитом». Очень сложные отношения у меня с этим человеком, которому до сих пор принадлежит «Город дорог». Я подписал там на 50 лет контракт за какие-то копейки».

Компанией «Монолит рекордс» тогда руководил Антон Пронин. Права на альбом он купил не у Гуфа, а у его первых менеджеров за 10-15 тысяч долларов. Пронин заявил Бизнес ФМ, что сделка с Рыбаковым еще не состоялась. Сейчас подписан предварительный договор, где указаны стоимость и сроки. Вопрос с правами третьих лиц, в частности дистрибьюторов, еще не согласован, и деньги Рыбаков ему, соответственно, пока не перевел. Решение бизнесмена удалить альбом со стримингов кардинально меняет отношение к сделке и вообще ставит ее под вопрос, говорит Антон Пронин:

— Я считаю, что это несправедливая позиция с точки зрения отношения к автору и артисту. Альбом реально легендарный. Несмотря на то что у меня с Алексеем отношения неоднозначные, мы вместе прошли достаточно большой этап в совместной работе, поэтому я не готов перечеркивать часть этой истории жизни своей и ставить на этом не очень красивый и должный крест.

— Гуф знал изначально о ваших переговорах с Рыбаковым?

— По-моему, в апреле я встречался и общался с директором Алексея — его сестрой Ольгой. Целью встречи было как раз поставить артиста в известность, что я выставляю альбом на продажу и что я их буду держать в курсе происходящего.

— Его это насторожило?

— Непосредственно с Алексеем не разговаривал, но с ее стороны никаких негативных комментариев.

— Для вас принципиальным является пункт об удалении со стримингов?

— Да. Это не вопрос торга, это просто принципиальная позиция.

Когда Рыбаков выдвинул предложение о покупке альбома, Пронин предположил, что тому есть объяснение. Во-первых, возможность переработки треков: Рыбаков ранее обращался к Гуфу — хотел записать с ним фит, но получил ответ «нет». А во-вторых, альбом «Город дорог» — достаточно привлекательный интеллектуальный капитал, который будет иметь ценность в монетизации еще долго.

Сестра и директор Гуфа Ольга Долматова от комментариев отказалась.

Музыкальный редактор «Афиша Daily», автор телеграм-канала «Краймиайривер т30» Леша Горбаш называет «Город дорог» одним из важнейших альбомов русскоязычного рэпа как минимум нулевых, как максимум — жанра в целом. Тексты Гуфа наполнены личными переживаниями, что резко контрастировало с тогдашним рэпом, где часто доминировали пафосные или криминальные темы. Продолжает Леша Горбаш:

Леша Горбаш музыкальный редактор «Афиша Daily», автор телеграм-канала «Краймиайривер т30» «Звучит, если честно, странновато. Вряд ли мы можем всерьез в 2025 году говорить о том, что из интернета можно удалить музыкальный альбом. Гуфа кто-то пытается приплетать к пропаганде наркотиков, в том числе через этот альбом, а мне всю жизнь казалось, что «Город дорог» и в целом ранний Гуф — это лучшая антиреклама наркотиков, потому что герою этого альбома не хочется ни сопереживать, ни романтизировать его. Это достаточно жуткие истории, просто рассказанные безумно талантливым человеком. Гуф годами отстаивал себя как самого «московского» рэпера в истории человечества. Любовь к городу проходит красной линией через этот альбом. Это еще выглядит для меня немножко странновато, как будто у альбома «Город дорог» сейчас какая-то огромная аудитория, про него помнят люди, которые с ним уже выросли. А возможно, эффект Стрейзанд никто не отменял, сейчас его прослушки наверняка вырастут».

Грустно, если музыка раннего Гуфа влияла на людей так же, как на Рыбакова. Но это проблема скорее восприятия конкретного человека, а не произведения искусства. По такой же логике можно предложить запретить сериал «Бригада», ведь он романтизирует организованную преступность в России. Да и в целом перекладывать ответственность на исполнителя как-то не по-взрослому.