Жительница Подмосковья Яна Сергеева получила свой багаж только на 11-й день после поездки в Турцию. Она летела рейсом Turkish Airlines из Антальи в Москву 23 июля. О том, что вещи на этот рейс не погрузили, пассажирам никто не сообщил. Прилетев, они около 50 минут прождали у багажных лент.

Ничего не дождавшись, Яна пошла в службу розыска багажа и обнаружила толпу растерянных людей, которые заполняли заявления об утере. Когда Яна сказала, что просит доставить багаж к ней домой в Подмосковье, ей ответили: придется ждать минимум две недели. Следующие два дня прошли в безуспешных попытках дозвониться до «Внуково» и Turkish Airlines, продолжает Яна:

— Спустя два дня мне позвонили, сказали: «Яна, ваш багаж прибыл в Москву из Стамбула». Я хотя бы узнала, где мой багаж побывал. «Ожидайте. В течение трех-пяти дней с вами свяжутся, его вам доставят». В течение трех-пяти дней, естественно, со мной никто не связался. Мне его привезли в воскресенье, 3 августа. Получается, на 11-й день.

— Были ли следы, что его вскрывали?

— По поводу пароля у меня были сомнения. Обычно я одну цифру сдвигаю. Видела, что несколько цифр были сбиты. Но я все-таки не могу утверждать, что его кто-то пытался открывать. Думаю все-таки, что если бы хотели, то открыли.

Как говорят пассажиры, сейчас перелет Turkish Airlines — это лотерея. «Внуково» в выходные стало информировать пассажиров о задержке багажа еще во время полета в своем аккаунте. В аэропорту Казани, как пишет издание «Бизнес-online», сотни утерянных чемоданов разместили в нескольких помещениях одного из терминалов. На каждой сумке — талон с данными, люди ищут свои вещи самостоятельно.

Проблемы возникают не в первый раз. Перевозчик объяснял: нужно заливать больше топлива, чтобы, если введут план «Ковер», самолет мог вернуться в Турцию. Для этого снижают вес борта за счет багажа, который потом доставляют отдельно. Но этот подход выглядит странно: многие перевозчики, не афишируя это, просто сократили по 10-20 мест на рейсе, чтобы освободить место для топлива, говорит вице-президент АТОР по вопросам международного туризма Артур Мурадян:

Артур Мурадян генеральный директор туроператора Space Travel, вице-президент АТОР по вопросам международного туризма «Стандартная практика — это сокращение количества мест за счет того, что взрослый человек весит, как правило, как три-четыре чемодана. Итого при весе 20 килограммов даже четыре чемодана — всего лишь один пассажир упущенный, а здесь мы иногда наблюдаем вообще хаотичную историю, когда багаж из Антальи внутренними рейсами доставляется в Стамбул, а из Стамбула — в Россию».

Росавиация пригрозила авиаперевозчику сократить его квоты на полеты в Россию, и теоретически это возможно, говорит гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:

Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support «Турецкие авиалинии» еще три-четыре года назад не летали по маршруту Анталья — Москва. А если летали, то летали только как регулярные рейсы раз в день. Откуда появилось так много рейсов в Москву? Они появились после того, как у российских авиакомпаний возникла проблема с полетами за рубеж, после конфликта с лизинговыми компаниями возникла двойная регистрация и самолеты с двойной регистрацией не могли вылетать за пределы России, иначе их сразу же останавливали и конфисковывали. Так возник дефицит воздушных судов у российских авиакомпаний, и, чтобы как-то решить эту проблему, было принято политическое решение, что давайте пустим на чартерные авиарейсы «Турецкие авиалинии». Тем более что у турок много хороших самолетов. Турки заняли ту нишу, в которую до этого их просто не пускали. Сейчас во многом у того же «Аэрофлота» проблема с двойной регистрацией самолетов уже решена, и эти самолеты можно уже ставить на Турцию».

Еще один вариант, который обсуждают эксперты, — урезать норму багажа, чтобы пассажир брал на борт не 23 килограмма, а меньше, но зато чемодан приезжал вместе с ним. Однако Turkish Airlines — международный перевозчик и не может изменить правила только для одной страны. Российский Минтранс сообщал, что авиавласти Турции обещают решить проблему.