Новые требования по ограничению спам-рассылок привели к массовой блокировке СМС-сообщений, включая уведомления от банков и коды подтверждения. Исключение составляют обязательные СМС от госслужб, вроде «Госуслуг» и МЧС.

С 1 августа в России вступил в силу закон, который позволяет отказаться от массовых рассылок СМС-сообщений. Ограничение на спам можно подключить через личный кабинет или мобильное приложение оператора связи. Но в итоге операторы блокируют не только рекламу, но и все автоматизированные сообщения.

Вообще сообщения бывают трех видов: транзакционные о банковских переводах, рекламные и сервисные, например, авторизационные пароли для того, чтобы подключится к сети Wi-Fi или войти в любое приложение. Сейчас вместе со спамом блокируется все. В первую очередь пострадали банки. Множество их операций подтверждается именно СМС. Нужные уведомления приходят от магазинов и сферы бытовых услуг. Их программами лояльности тоже все охотно пользуются, поскольку при покупке товаров получаешь существенные скидки. Но легко оператор пока может отличить лишь личные сообщения.

Однако в конце концов будет выяснено, какое количество у какого оператора сообщений не доходит, и проблема решится на уровне взаимодействия технических специалистов банков и сотовых операторов, считает гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов:

Константин Анкилов генеральный директор «ТМТ Консалтинг» «Я думаю, что будет диалог сейчас, и придем к продвинутому фильтру, но эта ситуация может не всегда работать идеально, потому что одна и та же компания может отправлять и рекламные сообщения, и сервисные. Например, банк может присылать пароль для входа в личный кабинет, а потом он пришлет нам рекламу. Может быть, по этой причине часть абонентов ставили эту блокировку. Но оптимальный и относительно простой [способ], хотя тоже требующий усилий и затрат, настройки с исключениями, с белым листом — вот мы все-таки являемся клиентами ограниченного количества банков, как правило, и устанавливать пропуск сообщений от соответствующих банков, а все остальные сообщения блокировать. От этих банков будет приходить, может быть, иногда и реклама, но это уже гораздо меньше, чем это будет приходить от любой вообще организации. Есть еще, конечно же, сообщения, которые приходят не только по СМС, есть пуш-сообщения, но пока основной канал все-таки это СМС».

Закон вступил в силу, но времени на адаптацию дали очень мало, и бизнесу приходится перестраиваться постфактум. Говорит специалист телеком-подразделения аналитического центра «СМИ-2» Юрий Синодов:

— На текущий момент, насколько я вижу, просто сделали достаточно простую «спамобойку», назовем ее так, которая действительно реагирует на ключевые слова. У меня есть счета в шести-семи банках, из них опробовал шесть, в одном банке мне не пришли СМС.

— Получается, у вас, соответственно, вся эта система отказа от спама тоже настроена, подключена?

— Да, я не могу войти в личный кабинет и мало что могу сделать. Я не вижу, чего не получаю, к сожалению. За предыдущие пять дней я не заметил ни снижения числа звонков, ни снижения числа промо-СМС. Они приходили. Скорее всего, проблема будет решаться постепенно. Несколько месяцев, когда все друг с другом договорятся, и я предполагаю, что месяца через три мы увидим, что все-таки спама стало меньше, сообщения содержательнее, и совсем уж черного спама, скорее всего, не будет уже вообще.

Бизнес ФМ обратилась к операторам за комментариями. В МТС от них отказались. «Билайн» был лаконичен и написал, что реализовал сбалансированный подход по отказу от СМС-рассылок в рамках принятого ФЗ. В Т2 и «Мегафоне» сказали, что требования закона таковы, что отказ клиента от получения рассылок распространяется на все СМС, поступающие не с номеров обычных пользователей за рядом исключений: это информирование от операторов о переносе номеров и о законодательных требованиях, связанных с обслуживанием, рассылки по инициативе органов власти, внебюджетных фондов и ГК «Роскосмос», сообщения от страховых медицинских организаций.

При этом, если ты оформляешь отказ от спама в салоне связи или через чат-бот, тебя предупредят, что не будут приходить банковские и сервисные сообщения, СМС с кодами аутентификации и прочее. И выход пока только один: чтобы возобновить получение СМС от сервисов, необходимо отозвать отказ от получения рассылок. Или, если это возможно, воспользоваться пуш-уведомлениями, которые доходят.