Обновлено в 20:00

В десять раз, с 500 до 5 тысяч рублей: штрафы за шумные авто и мотоциклы хотят радикально поднять. Законопроект дорабатывается ко второму чтению в Госдуме — первое он прошел еще два года назад. Бизнес ФМ узнала мнение жителей, страдающих от ночного шума, — и проблема оказалась комплексной.

Проблему ночного шума от автомобилей и мотоциклов хотят решить давно, но на практике все время возникают сложности — не было систем, замеряющих уровень шума, нормативов по уровню децибел в ночное время, норм технического оснащения транспортных средств. Постепенно все эти пробелы были закрыты — и законопроект обрел второе дыхание. Все последние годы с шумными стритрейсерами и байкерами борются кое-как: например, в Зеленограде, по данным местного УВД, за весь прошлый год с жалобами на шум обратились почти 5 тысяч раз, а протоколов было составлено лишь 112 — это 2%, говорит житель Зеленограда, продюсер Бизнес ФМ Рамиль:

Рамиль Киселев продюсер Бизнес ФМ «Шум каждую летнюю ночь. Это и дрифтеры на своих рычащих колымагах, и мотоциклисты. Один такой в центре города чуть не наехал на меня и еще нескольких людей на пешеходном переходе на красный сигнал светофора. Мой приятель, преподаватель вуза и редкой интеллигентности человек, был вынужден прервать семейный вечер. В какой-то момент бутылка из-под вина в его руках превратилась в розочку. К счастью, в последний момент был остановлен женой. Страдает без исключения весь Зеленоград, но особенно достается жителям кварталов у центральной площади города — огромная парковка, которая идеально подходит для дрифтеров. Нельзя сказать, что власти не делают ничего. Вот на этой самой парковке поставили городские бетонные лавки, но поставили слишком разреженно, так что пространства для разгона по-прежнему вполне хватает».

Что предлагает законопроект? Во-первых, резко увеличить штрафы, в десять раз, до 5 тысяч рублей за нарушение. Регионы получат право повышать взыскания уже до 30 тысяч. Инспекторы смогут задерживать автомобили с модифицированными глушителями, появится фиксация нарушений через шумомеры, совмещенные с камерами. Для контроля будет использоваться комплекс «Эфир», измеряющий децибелы. Впрочем, камеры малоэффективны из-за особенностей движения мотоциклов, считает житель московского района Дорогомилово Дмитрий Миняев:

«У нас улица состоит из жилых домов, она тупиковая. Причем улица небольшая, порядка полутора километров. На улице нет ни магазинов, ни автосервисов, ни заправок, мотоциклистам без нужды массово ехать туда не нужно. Но они едут, потому что там живописные места. А у них системы выхлопные изменены на более шумные. Еще одна была проблема — это стритрейсеры, но автомобили с измененной выхлопной системой или шумные — это единичные случаи. Мы писали в управу, в мэрию, префектуру с просьбой установить не камеры, которые меряют уровень шума, а знаки, запрещающие движение именно мототранспортым средствам, так как это эффективнее и дешевле, чем вешать камеры. Тем более камеры дают явную погрешность, если едут мотоциклы, — а по правилам дорожного движения два мотоцикла могут ехать в одной полосе, но из практики это четыре-пять, мотоциклы сразу группой могут проехать, номерные знаки этих мотоциклов крепятся под определенным углом, и, по сути, эта мера будет неэффективной: любые камеры, любые устройства дают погрешности, имеется возможность их как-то обойти. Другое дело, когда стоит инспектор с неким устройством и меряет уровень шума, но ясно, что на каждой улице инспектор ГАИ или технадзора работать не будет. Кстати, практика такая в Москве есть, Козихинский переулок, это в районе Патриарших прудов, там целый ряд улиц имеют ограничения для проезда транспортных средств, но там это контролируется не только камерами, но и сотрудниками ГАИ».

Подобные знаки, запрещающие движение мотоциклов, есть, к примеру, в Тюмени — в ночное время байкеры не могут передвигаться по некоторым улицам, штраф — 750 рублей. Но у такой практики много минусов — если запрещать точечно, нарушители уедут на другие улицы, к тому же их еще как-то надо ловить. И речь ведь не только о мотоциклистах, напоминает Петр — житель набережной Тараса Шевченко в Москве:

Проблема ночного шума состоит не только из мотоциклистов. Музыка, либо спортивный выхлоп какой-то, либо спортивные настройки всяких систем выпускных, когда машина на сбросе газа отстреливает, и эти клоуны носятся по жилым кварталам — это же происходит круглый год. Круглый год происходят всякие танцы всяких странных людей под громкую музыку при открытом багажнике — вот эти проблемы никак до сих пор не решены. Поэтому, если они хотят решать только за счет мотоциклистов, то это даже не половинчатая, а треть какого-то решения. Уже сейчас есть все инструменты для прекращения ночного шума, потому что весь шум связан с внесением изменений в конструкцию, а для этого у нас есть технический регламент, который работает, и который при желании можно задействовать».

В последние годы звучат гораздо более радикальные инициативы в отношении ночных нарушителей. Это и аннулирование регистрации слишком шумного транспорта, и штрафы в 100 тысяч рублей за «прямотоки», но каждый раз правительство отмечало, что штраф за ночной шум уже есть — 500 рублей. Видимо, сейчас решили от этой цифры и оттолкнуться.