Айфоны по 5 рублей — эту цену заплатил в 2022 году житель Тюмени на одном из маркетплейсов, где он приобрел по смешной цене 30 наименований дорогой техники. И хотя его заказ оперативно аннулировали, сославшись на сбой программы, он через суд добился, чтобы сделку по покупке признали состоявшейся.

История произошла три года назад. На сайте «Мегамаркета» тюменец увидел по бросовой цене айфоны, умные колонки с функцией голосового вызова и фирменные наушники — все примерно по 5 рублей за штуку. Он тут же оформил заказ на 20 телефонов и 10 других гаджетов. Однако спустя время его заказ аннулировали, а заплаченные 200 рублей вернули обратно.

Мужчина обратился в суд, где потребовал передать ему оплаченные товары и компенсировать моральный ущерб в размере 50 тысяч рублей, сообщает тюменское издание NG72.RU. Первая инстанция — мировой суд — встала на сторону маркетплейса, после чего жалоба была подана в кассационный.

На заседании Тюменский районный суд согласился с доводами истца и обязал продавца передать все заказанные товары плюс компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч рублей.

На заседании были представлены кассовые чеки, условия заказа и доставки маркетплейса, а также публичная оферта продавца. Эти документы подтверждали, что сделка была завершена, и продавец обязан поставить товар, говорит адвокат истца Вадим Думенов:

— Мы это как ошибку не считаем. Мы считаем все-таки, что это была акция от продавца, поскольку это прямо выглядело как акция. На сайте была указана обычная цена, она была зачеркнута. Рядом написано «пять рублей».
При этом продавец является одним из крупнейших ретейлеров в России с выручкой 300 млрд рублей за 2024 год, со штатом более чем 25 тысяч сотрудников, поэтому мы сомневаемся, что такой крупный продавец мог допустить такую ошибку. Мы считаем, что это была акция от продавца, и продавец отказался изначально исполнять свои обязательства.

— А сам продавец принимал участие в судебном разбирательстве? Какова его позиция?

— Они говорят, что это ошибка. Они изначально говорили, что это технический сбой, но вообще абсолютно никаких доказательств не предоставили и даже не смогли объяснить, в чем заключается технический сбой. И уж тем более его причины. То есть просто говорят, что это был технический сбой, а чем он был вызван и в чем он выражен, они не смогли пояснить.

Похожая ситуация два месяца назад произошла в Чехии. Там из-за сбоя на сайте интернет-магазина Reebok цены в евро перестали конвертироваться в кроны. Пара кроссовок за 60 евро, которая в пересчете на кроны стоила бы 1,5 тысячи, обходилась расторопным покупателям в 60 крон. Информация об этом быстро разошлась по соцсетям, люди массово делились ссылками. В итоге компания через суд доказала факт технического сбоя, вернула всем деньги и отказалась выполнять заказы.

Однако в России суд встал на сторону покупателя. Теоретически разбирательство может еще продолжиться — клиент может потребовать компенсации за упавшие за три года в цене гаджеты, отмечает гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:

— Действительно, на тот период времени 20 смартфонов можно было… Понятно, что они могли иметь разные характеристики, но в среднем это была сумма где-то по 2 млн рублей. Сейчас, по прошествии этого периода времени, конечно, с выходом новых версий, которые были выпущены, стоимость этих смартфонов могла девальвировать примерно на процентов 45-50.

— То есть речь идет уже о миллионе?

— Но при этом опять же очень много аспектов. То есть сейчас вторая сторона, которая выиграла дело, может подать повторный, скажем так, запрос в суд с точки зрения исполнения упущенной возможности пользоваться в течение этого периода новыми смартфонами и того, что они сейчас стоят уже других денег. Как рассмотрят это дело — это уже вопрос второй.

Впрочем, тюменский покупатель уверяет, что планировал использовать технику для личных и семейных нужд: большая часть смартфонов предназначалась не для выгодной перепродажи, а для подарков родственникам.