В Крыму и Приморье столкнулись с острой нехваткой бензина
В первую очередь ощущается нехватка 95-го. В Хабаровском крае на заправках очереди. На крымских АЗС ввели талоны на бензин для юрлиц, а для автолюбителей цены взлетели до 70 рублей за литр. Но и за такие деньги бензин еще нужно найти
Читать на полной версииОбновлено в 17:25
Крымские водители в чатах обсуждают, где им пока еще можно заправиться. Автомобилисты Алушты пишут, что в популярной сети «Атан» бензин отпускают только по талонам и специальным топливным картам — их могут оформлять исключительно организации. В Севастополе на сетевых АЗС 95-го нет уже неделю. Когда едешь по полуострову, видно, что напротив 95-го стоят прочерки, делится с Бизнес ФМ крымский журналист и блогер Александр Горный:
Глава республики Сергей Аксенов назвал происходящее «перебоями с определенными видами топлива» и объяснил это логистическими сложностями. По его словам, такое положение дел сохранится еще месяц. Директор такси «Таврика» из Симферополя Александр Макриди не считает этот дефицит чем-то исключительным:
Александр Макриди директор такси «Таврика» из Симферополя «Тяжело, нет бензина. Это не из-за туристов, ежегодно в этот период происходит скачок цен. Это связано не с логистикой, оптовики поднимают цены. Как-то одно время правительство боролось с этим, ограничения какие-то ставили в прошлом, позапрошлом году — бесполезно. Я так думаю, искусственно создают дефицит, зарабатывают на этом деньги».
В Приморье жители жалуются на огромные пробки на заправках. Водители из Спасского района и соседнего Хабаровского края возят с собой канистры с бензином. Комментирует собкор «Российской газеты» в Приморье Андрей Пушкарев:
Андрей Пушкарев собкор «Российской газеты» в Приморье «Нефтяные компании, которые контролируют подавляющую часть заправок, объясняют это тем, что есть массовый наплыв автомобилистов, это туристы, которые возвращаются с южных морей, из Приморского края в Хабаровск, Якутию, Амурскую область, Сибирь и так далее, это тысячи и тысячи человек, такая ситуация возникает ежегодно. Вторая причина, они же называют, что ведется массовый ремонт дорог, какие-то там проблемы с доставкой».
Летом туристов всегда много, но раньше такого дефицита не было, обращает внимание водитель из Хабаровска Сергей:
«В Хабаровске нету проблем, это в Приморье ездил на три дня, заправился здесь по 55 рублей 92-м бензином, доехал до Черниговки, на заправке написано: «Бензина нет и не будет». На Сибирцева, на ТК «Альянс» нормальная цена как бы, но очередь. Поехал выше, в сторону Владивостока, там заправка. Даю деньги, говорю: «Мне до полного бака», и мои глаза упираются в ценник — 74 92-й бензин стоит».
ФАС и Минэнерго было поручено провести работу с регионами, где подскочили цены на топливо. Но поможет ли это? Рассуждает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market Сергей Терешкин:
Сергей Терешкин генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market «ФАС может принуждать сети заправок к снижению цен на топливо, однако административные меры не работают на длинной дистанции. Если ограничить компанию А, то появляется компания Б, которая будет продавать и заламывать руки потребителям. Возможно, регуляторам стоит подумать над субсидированием поставок топлива, такой механизм де-факто используется в электроэнергетике».
Среди причин дефицита, которые перечисляют эксперты, — ремонт сразу на нескольких крупных НПЗ, традиционно сложная доставка в Сибирь, на Дальний Восток и в новые регионы. Компании, переживая из-за стабильности предложения, стараются покупать топливо впрок. Это накладывается на сезонный фактор: сельскохозяйственные работы и сезон отпусков. Эксперты напоминают: в сентябре ситуация обычно нормализуется. Одна из главных мер, которая доступна правительству, — запрет на экспорт. Но пока что сбить цены это не помогло.