Как заявил глава МИД России Сергей Лавров, Москва «считает принцип коллективного предоставления гарантий безопасности абсолютно естественным и актуальным сегодня» и «полностью отвергает гарантии безопасности Украине, если они строятся в логике изоляции России». В свою очередь, Владимир Зеленский уже заявил, что не видит Китай среди гарантов, а также вернулся к требованию прекратить огонь до подписания мирного соглашения. По его словам, перед трехсторонней встречей с Дональдом Трампом должно быть объявлено прекращение огня.

Надежды на скорое урегулирование конфликта на Украине, возникшие у некоторых после саммита на Аляске, похоже, можно сворачивать обратно. Видимо, все друг друга неправильно поняли или делают вид, что их неправильно поняли. Так, Зеленский на фоне активных обсуждений европейцами вопроса о гарантиях безопасности Украине, а также благоприятного для себя хода встречи с Трампом и европейцами 18 августа в Белом доме отыграл назад сразу две позиции. Трамп ведь поддержал Путина в том, что нужно готовить полноценное соглашение вместо временного перемирия, а Зеленский вновь ставит вопрос о прекращении огня как предусловии дальнейших переговоров. Заодно он отверг еще одно требование Москвы — о закреплении статуса русского языка: дескать, русские выдвигают это и другие условия исключительно для того, чтобы затруднять процесс. Еще раньше он отверг возможность вывода ВСУ со всей территории Донбасса. Это вновь подтвердил советник главы офиса президента Михаил Подоляк: Украина согласна с заморозкой конфликта по нынешней линии фронта и признанием ряда территорий де-факто утраченными.

Но и Сергей Лавров напомнил об интересах Москвы, заявив, что Россия должна иметь право голоса в вопросах безопасности Украины, в которых также может участвовать Китай. Который вряд ли захочет увидеть так далеко на западе Вашингтон. Москва по-прежнему выступает против появления на Украине западных войск в любом формате.

В свою очередь, вице-президент США Джей Ди Вэнс считает, что переговоры о прекращении конфликта сосредоточены лишь на двух вопросах: гарантиях безопасности для Украины и территории, которую Россия хочет контролировать, включая еще не занятую ее войсками. Но это сильно упрощенный взгляд на вещи. Москва ведет речь не только о новой системе коллективной безопасности со своим участием, но и, принимая во внимание все ранее выдвинутые требования к Киеву, о смене режима, поскольку при нынешнем режиме выполнить их все равно невозможно. И неслучайно тот же Лавров вновь поднял тему нелегитимности нынешнего руководства Украины: мол, кто же будет подписывать соглашение, если оно будет достигнуто? Давая понять, что не Зеленский в нынешнем статусе. Тем самым косвенно сам вопрос проведения встречи Путина и Зеленского отодвигается в бесконечность. К тому же Зеленский все равно ничего не хочет согласовывать заранее, то есть вообще ничего, настаивая на саммите на двоих лишь затем, чтобы получить заведомый отказ Путина и обвинить Москву в недоговороспособности. В чем будет поддержан Европой. Впрочем, Путин формально на встречу готов. Только ее, говорят из Москвы, надо тщательно подготовить.

На этом фоне в европейской печати появились рассуждения о том, что якобы Трамп на данный момент отходит от переговоров между Россией и Украиной, чтобы они сами договаривались о встрече между лидерами. Якобы Трамп сообщил своим советникам, что намерен провести трехстороннюю встречу только после того, как встретятся Путин и Зеленский, но сам он не намерен участвовать в организации такой встречи.

Версия о возможном самоустранении Трампа популярна и в России. Вряд ли с ней можно согласиться. Президент США так или иначе останется вовлеченным в процесс. Если не в плане организации саммитов на двоих, то в плане санкционного давления в случае отсутствия успеха, а также в форме поставок оружия США за счет Европы Украине. Неслучайно он снова раскритиковал Байдена — на сей раз за то, что тот «не давал Украине атаковать Россию». «Очень сложно, если не невозможно, выиграть [конфликт], не нападая на страну-захватчика. Это как отличная спортивная команда, у которой фантастическая оборона, но которой запрещено играть в нападении. Шансов на победу нет! Лживый и совершенно некомпетентный Джо Байден не позволил Украине ответить, только защищаться. И что из этого получилось? Впереди интересное время», — написал Трамп. Станет ли это сигналом о поставках Киеву таких вооружений, которые раньше не поставлялись? Нельзя исключать такой вероятности. Особенно если еще недавно оптимистичный настрой Трампа вновь сменится разочарованием тем, как неуступчива Москва. Сам он снова поставил уже ставший традиционным срок в две недели для урегулирования, а иначе, мол, будет выбран другой путь. Какой — не сказал. Видимо, еще не придумал.

Тем временем министры обороны стран НАТО провели видеоконференцию на тему гарантий безопасности для Киева. Уже, похоже, нет твердого настроя непременно отправлять войска ввиду резко негативной реакции России. Несмотря на выражение решимости, ни одна страна не жаждет отправлять свои войска на линию разграничения даже в условиях прекращения огня. Максимум — советников и инструкторов глубоко в тыл. К тому же Пентагон уже дал понять союзникам, что США сильно впрягаться не будут и сыграют минимальную роль в предоставлении каких-либо гарантий безопасности Украине, а Европе придется взять на себя основное бремя. Максимум — американцы прикроют с воздуха. Как сообщил по итогам онлайн-встречи анонимный источник, «главный вывод заключается в том, что [мирное соглашение] продвигается не очень быстро». Надо же, как они это заметили?