Россиян начнут штрафовать за размещение рекламы в Instagram и Facebook
За нарушение закона физлица и самозанятые могут быть оштрафованы на 2-2,5 тысячи рублей, индивидуальные предприниматели — на сумму до 20 тысяч, юридические лица заплатят до полумиллиона
Читать на полной версииС 1 сентября в России вводят штрафы за рекламу в Instagram и Facebook. Обе соцсети принадлежат корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена. Под запретом нативная, скрытая и даже бесплатная интеграция.
Цифровой переезд равен двум цифровым пожарам. И все же авторы контента уводят свой бизнес на другие платформы. Самые предусмотрительные начали этот процесс еще в марте 2022 года, когда соцсети запретили в России. У блогеров с большой аудиторией и хорошей лояльностью давно выстроены воронки, ведущие, например, в Telegram. Поэтому они не боятся ужесточения закона о рекламе. Продолжает тренер по фейсфитнесу, блогер-эксперт Ольга Вохмянина:
Ольга Вохмянина тренер по фейсфитнесу, блогер-эксперт «У меня 50%, наверное, дает Instagram, 50% дает Telegram. Instagram я не забрасываю, даже несмотря на этот пугающий закон: я как вела его, так и веду. В постах надо быть аккуратнее, наверное. Плюс все равно вся работа идет воронками. Весь трафик уже давно переводится в боты в Telegram. Сейчас все равно все продажи у меня в основном идут либо через чат-боты, либо через вебинары. Я ничего в самом Instagram как будто бы и не говорю. Либо прямо скажу: у нас с 1 сентября новый закон, хотите попасть в клуб — все через Telegram, ссылочку знаете, шуруйте туда».
Даже такие призывы в запрещенных соцсетях будут однозначно трактоваться как реклама. Но выход есть — мягкое информирование, дублирование контента на легальных площадках, изучение закона и наблюдение за правоприменительной практикой, отмечает основатель агентства по работе с блогерами Players, руководитель креативного дивизиона Kokoc Group Василий Ящук:
Василий Ящук основатель агентства по работе с блогерами Players, руководитель креативного дивизиона Kokoc Group «Если вы будете публиковать материалы, которые пытаются привлечь внимание к преимуществу продукта, оставлять позитивные отзывы или давать, не дай бог, ссылки на приобретение того или иного продукта, это будет сразу же рассматриваться как рекламное размещение, то бишь будет нарушать букву закона. Единственное, что можно делать, — это [сообщить] что-то в нейтральной форме или когда упоминается тот или иной продукт в рамках подборки. Но если вы делаете это у блогеров, это тоже может быть расценено как рекламные действия. Мы ждем периода, когда рекламодатели и блогеры будут прощупывать, насколько строги законы и какой контент будет вызывать ту или иную реакцию. Дальше все решит судопроизводство и, естественно, количество подобных дел».
Юристы советуют быстрее проводить аудит аккаунтов: снести все рекламные публикации, промокоды, скидки, ссылки и интеграции, архивировать «закрепы» и активные посты, которые сохраняют рекламную актуальность и после 1 сентября. Но здесь есть свои подводные камни. Юрист коллегии адвокатов Delcredere Наталья Чебакова советует перечитать договор с заказчиком:
Наталья Чебакова юрист коллегии адвокатов Delcredere «Удаление рекламной публикации может в зависимости от условий договора являться нарушением этого договора, это может повлечь определенные финансовые санкции, возможно, даже более серьезные, чем штраф. Можно же не только удалять, можно немного подредактировать публикацию, чтобы она не так сильно привлекала внимание к рекламируемой продукции или к рекламируемому лицу. Это уже будет, наверное, не так эффективно для бизнеса, но это один из механизмов предотвращения возможных штрафов».
До превращения кареты в тыкву осталось чуть больше недели. Все, кто продавал свои товары, услуги, личный бренд или цифровой контент через запрещенные соцсети, проводят ревизию. Несколько топовых блогеров с сотнями тысяч подписчиков сначала согласились обсудить это с Бизнес ФМ, но потом передумали.
Основатель проекта «Школа сказочников» Александра Пичул убеждена, что намертво закрутить гайки блогерам все равно не получится:
Александра Пичул основатель проекта «Школа сказочников» «Сейчас мы активно просматриваем наши страницы и удаляем всю информацию, которая может расцениваться как рекламная интеграция. Основными площадками для нас теперь стали Telegram и VK, мы перевели все коллаборации на эти площадки. Возможно, будут придуманы новые рекламные ходы, избегающие нарушения. И это очень любопытно. Зная творческую жилку русских людей, можно только предположить, что эти ходы могут быть очень и очень нестандартными».
Как будут искать рекламу в запрещенных соцсетях? ФАС использует автоматические системы поиска нарушений, а затем инспекторы вручную проверяют результаты. Кроме того, жалобу может подать любой бдительный пользователь. Эксперты деликатно называют происходящее принудительной эволюцией диджитал-маркетинга в России.