Обновлено в 20:55

С сентября 2026 года изучение английского языка в пятых, шестых и седьмых классах сократят до двух часов в неделю. Минпросвещения уже опубликовало проект приказа на портале правовых актов. На сайте ведомства сказано, что «базовый уровень владения иностранным языком будет обеспечен в рамках установленного объема часов». Поясняется, что на географию с биологией, например, отведено и вовсе по часу.

«Важно подчеркнуть, что изучение иностранных языков остается обязательным компонентом школьной программы. Сокращение часов не отменяет предмет, а направлено на поиск оптимального баланса в учебном плане», — добавляет министерство.

Бизнес ФМ спросила у учителей английского, что они думают об этой инициативе. Говорит преподаватель старшей и средней школы Анна:

— В целом это ожидаемо. Если люди читали и смотрели новости, это не сильно удивляет, но для детей, у которых английский язык и любой иностранный язык в приоритете, это больно будет. Я думаю, что два часа в неделю для базового уровня, может, и хорошо, но это прямо сильно базовый, это для людей, которым английский и вообще иностранный язык не очень сильно нужен будет, так, на уровне ознакомительного, чтобы человек мог прочитать что-то, базово сказать.

— Мне как обывателю кажется, что эти 40 минут плюс-минус ничего не решают. Решают, получается?

— Конечно, при изучении языка каждый урок решает: чем больше практики, тем лучше, и если мы еще говорим, что у нас не будет домашних заданий, да еще и минус один час в неделю, это сильно скажется на качестве обучения и владения языком.

— В тех заведениях, где вы преподавали, возможно ли было внутри школы по своему разумению как-то влиять на эту ситуацию, добавить допзанятия?

— Естественно, и всякие внеурочные занятия, допобразование, кружки, но вопрос в том, сколько детей могут, не могут чисто по времени, не у каждого есть возможность остаться после уроков на восьмой и девятый. Есть же школы с уклоном, профилями. Если у класса есть профиль иностранных языков, то, конечно, и не три часа будет, а там может быть и пять, и сколько угодно. Объективно не каждому ребенку очень сильно нужен иностранный язык, есть масса детей, у которых в приоритете другие предметы.

Аналогичной позиции придерживается и учитель английского из Москвы Юлия. По ее мнению, желание снизить нагрузку на детей, освободив их от домашних заданий, даст ровно обратный эффект:

«Кто хочет, тот и за два часа возьмет знания, которые ему нужны. Но первый нюанс: учебники, по которым работает вся Россия, вся Москва, тоже рассчитаны на три часа, то есть по большому счету мы можем не успевать пройти программу. Мы будем менять все рабочие программы, сейчас идет разговор о том, чтобы уменьшить домашние задания для детей, потому что они очень много проводят дома, получается, что детям придется как-то самосовершенствоваться, а это тяжело, потому что язык — это такая наука, которая требует много усилий, то есть учить надо много. Детям придется дома выполнять еще больше работы, нежели на уроках. Сейчас понятно, что в приоритете для России химия, биология, то есть естественнонаучный профиль, и математика. Но, с другой стороны, человек, который хорошо понимает математику, великолепен в языках, потому что язык — это тоже логика. Я считаю, что развитый, интеллигентный, умный человек обязан знать иностранный язык. И еще одна проблема во взрослом возрасте, когда дети уже оканчивают институт, говорят, что хотят знать язык, но тяжело уже».

В бизнес-сообществе предположили, что у министерства к иностранным языкам ничего личного. Сокращение часов вынужденное: не хватает учителей, убежден генеральный директор языкового лагеря Enjoy Camp Александр Медведев:

Александр Медведев генеральный директор языкового лагеря Enjoy Camp «Мы в последние годы видим отток преподавателей из школ, многие переходят на частную практику. Государственным школам очень сложно находить преподавателей в достаточном количестве с соответствующей квалификацией, поэтому они решают свою задачу — хотят снизить нагрузку на преподавателей и в принципе потребность в них. При всем при этом преподаватель английского в московских школах — это один из самых высокооплачиваемых педагогов. Мы в языковом лагере в последние годы наблюдаем высокий спрос на наши услуги. Родители готовы тратить деньги на репетиторов, на языковые лагеря, на курсы английского. Нам точно стоит ожидать, что спрос будет и дальше увеличиваться».

Сейчас в общеобразовательных, не специализированных, школах у детей три урока иностранного языка в неделю. В следующем году в программу введут новый предмет «Духовно-нравственная культура России». На сайте Минпросвещения подчеркивается, что он «направлен на формирование у детей и подростков мировоззрения на основе традиционных ценностей» и вводится по поручению президента.