Украина отправила в США на переговоры со спецпредставителем Дональда Трампа Стивом Уиткоффом делегацию во главе с Андреем Ермаком, главой офиса президента, и Рустемом Умеровым, главой СНБО и переговорной делегации в Стамбуле. Главная тема обсуждения — гарантии безопасности Украине и возможная встреча Владимира Зеленского с Владимиром Путиным. Накануне Трамп впервые за долгое время упомянул возможность введения санкций в виде тарифов против Украины, если она будет саботировать переговорный процесс. Пригрозил он вновь «тяжелыми последствиями» и Москве. Как может развиваться ситуация?

На фоне внешнего затухания переговорного процесса после российско-американского саммита на Аляске, судя по всему, кулуарная работа не прекращается. В частности, те же Умеров и Ермак успели побывать в Катаре, Саудовской Аравии и Швейцарии, прежде чем отправиться в США. Зеленский скупо назвал цели этих вояжей «обсуждение вопросов посредничества». Нетрудно догадаться, с кем именно посредничества.

Но из Москвы тоже информации немного. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков лишь сообщил, что руководители переговорных групп РФ и Украины находятся в контакте, но Кремль пока не может назвать точных сроков нового раунда. Судя по всему, руководителем переговорной группы от России пока остается Владимир Мединский, хотя ранее глава МИД РФ Сергей Лавров сообщал, что предложение Киеву о повышении уровня представительства на переговорах в Стамбуле сделано. Судя по всему, ответа нет. Его может и не быть, поскольку Зеленский продолжает настаивать на личной встрече с Путиным, чтобы, дескать, решить все вопросы.

Для Москвы такой подход неприемлем, поскольку она хочет предварительно согласовать основные параметры сделки. Иначе может повториться то, что случилось в Париже в декабре 2019 года на саммите «нормандской четверки» в присутствии еще и лидеров Германии и Франции. После того как все шаги по урегулированию были вроде оговорены, Зеленский в самый последний момент «соскочил» с этих договоренностей, сорвав в конечном итоге и саму сделку. Для Путина в тот момент, кажется, на украинском президенте был поставлен большой и жирный крест как на недоговороспособном политике.

Теперь же на фоне более чем трехлетних боевых действий, если встреча не будет должным образом подготовлена, то превратится либо в публичный скандал, либо в шоу, на котором украинский лидер попытается сыграть на украинскую и западную публику. Путину это все совсем ни к чему. Это не его жанр.

Можно ожидать, что в Вашингтоне украинская делегация теперь встретится с некоторой формой если не давления, то убеждения в надобности пойти на какие-то компромиссы. Главный козырь в руках Америки — гарантии безопасности. Как обещали Зеленскому на встрече в Белом доме в присутствии европейских лидеров 18 августа, они должны быть на уровне 5-й статьи договора НАТО. Будет наверняка обсуждаться и некая миротворческая миссия, но все-таки с оглядкой на позицию Москвы, согласно которой никаких войск НАТО на Украине быть не должно.

Со своеобразным приветствием к украинской делегации выступил вице-президент США Джей Ди Вэнс, по словам которого при Байдене «Украина была похожа на странную денежную яму», куда Вашингтон направлял средства, «чтобы решить проблему, при этом не имея никакого реального плана ее решения». Тем самым Вэнс снова дал понять, что статус наибольшего благоприятствования для Киева кончается.

В то же время организация саммита Путин — Зеленский для Трампа стала своего рода навязчивой идеей. Ранее он заявлял, что Путин якобы согласился на такую встречу и что ее подготовка уже ведется, хотя Кремль не подтверждал этого. На днях глава МИД РФ Сергей Лавров вновь напомнил, что Путин был бы готов встретиться с Зеленским, но только когда будет разработана повестка саммита, но «эта повестка вообще не готова». Он напомнил и о проблеме с легитимностью нынешнего украинского лидера.

Трамп в свою очередь пригрозил «экономической войной» в том числе Москве, если не удастся прекратить конфликт. Зеленский готов навязчивой идее Трампа подыгрывать, заявляя, что со стороны Киева, дескать, «все будет готово в полной мере для завершения [этого конфликта]… а дальше все будет зависеть исключительно от воли мировых лидеров, прежде всего США», оказать давление на Россию.

Но пока Трамп устроил небольшую торговую войну Индии, с которой Америка долго пыталась выстроить нормальные отношения в противовес Китаю и в попытках оторвать ее от России. Вступили в силу 50-процентные тарифы на индийский экспорт в США — в качестве наказания за то, что Индия покупает российскую нефть. Причем Трамп, говорят, был сильно удивлен, что индийцы ответили Вашингтону прямым отказом на требования прекратить закупать нефть у русских.

Нью-Дели даже не пугает то, что 50-процентные пошлины могут сократить ее экспорт в США не менее чем наполовину. В прошлом году он превысил 86 млрд долларов. Но принципы есть принципы. Две трети экспорта в США подпадают под 50-процентный тариф. Около 30%, включая фармацевтику, электронику, по-прежнему не облагаются пошлинами. Особенно пострадает текстильная промышленность, на которую приходится почти половина всего экспортного объема в Америку.

Что касается российской нефти, то ее доля достигла 40% потребления Индии. Благодаря скидкам индийские компании сэкономили на этом импорте 17 млрд долларов нефти после 2022 года. И, по прогнозам, нефтеэкспорт из России в Индию может в сентябре не упасть, а вырасти еще на 10-20% по сравнению с августом, когда Индия покупала в среднем 1,5 млн баррелей российской нефти в сутки.

Так что своими действиями американская администрация может еще сильнее укрепить партнерство Москвы и с Пекином, и с Нью-Дели. Кстати, лидеры Китая, Индии и России могут встретиться в Пекине на саммите Шанхайской организации сотрудничества и торжествах по случаю 80-летия победы над милитаристской Японией.