В России начинает действовать обязательная маркировка телефонных звонков
Абоненты могут определять, кто звонит, а компании обязаны заключать договор с оператором и указывать категорию вызова. Инициатива призвана повысить безопасность и снизить количество мошеннических звонков, но старт системы сопровождается сбоями — часть абонентов получает ошибочные метки «мошенники» или «организация»
Читать на полной версииС 1 сентября в России становится обязательной маркировка телефонных звонков. Абоненты увидят, кто им звонит даже с незнакомых номеров, и смогут разрешать вызовы только от определенных ИП и организаций. Настроить входящие можно будет через своего сотового оператора — в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении. Кабмин анонсировал новый инструмент как часть масштабного пакета мер по борьбе с киберпреступностью. Но механизм пока дает сбои.
А вам уже звонили из организаций? Были ли звонки промаркированы?
Слушательница Бизнес ФМ из Петербурга Анастасия не имеет отношения ни к ИП, ни к компании. Она — абонент Т2 (бывшего «Теле2»), и буквально с субботы ее звонки видят то с маркировкой «мошенники», то с пометкой «организация». Анастасия позвонила на горячую линию своего оператора, и спустя полчаса прослушивания успокаивающей музыки ее наконец соединили с консультантом. Продолжает Анастасия:
«Для меня это новость, сюрприз. Я позвонила в Т2. Долго, долго мы там переключались, потом просто прислали мне инструкции сообщением — о том, что я должна написать на электронную почту или об этой ситуации, попросить снять признак с моего номера. Как он там оказался, они не ответили, ничего не сказали. И, кстати, до сих пор еще никакого ответа нет».
На наш запрос о комментарии Т2 попросил контакт клиентки, чтобы разобраться в ситуации. Анастасии же пришло сообщение, где сказано, что ее номер «имеет вероятностный признак категории, который доводится до других абонентов на экране телефона», и что это не препятствует приему звонка. То есть физически отвечать ей могут. Просто, скорее всего, не станут.
Почему в системе есть и наверняка еще будут такие баги, объясняет технический директор «Колибрити групп» Александр Кукульчук:
Александр Кукульчук технический директор «Колибрити групп» «Где-то в каком-то сливе каких-то сайтов отзывов, тем более сейчас используется искусственный интеллект для анализа, когда номер только запросился, то был указан как организация или, допустим, фишинговый сайт, и он стал так отображаться сразу во всех базах. То есть это не единый какой-то оператор, допустим, Т2, это мог быть «Билайн», МТС. Прошла синхронизация — и фактически в один момент все абоненты начали получать обратную связь с меткой «организация» или «нежелательный». МТС, «Билайн», или Т2, или «Мегафон», или, допустим, «Касперский», «Яндекс», анти-АОН по факту обмениваются базами данных».
Осложняется и жизнь предпринимателей. По новым правилам они обязаны предоставлять абоненту не только название своей организации или фамилию, но еще и категорию вызова по виду деятельности — «Недвижимость», «Реклама», «Банк» и прочее. Максимальный размер пометки — до 32 символов. Для маркировки придется подписать возмездный договор со своим оператором. О стоимости нововведения не сообщается. Но, например, Ирина Старостина, основательница одноименного Центра красоты и здоровья, убеждена, что для ее бизнеса эти траты будут посильными.
Ирина Старостина основательница Центра красоты и здоровья Ирины Старостиной «В череде того, что у нас стало очень много дополнительных расходов, на мой взгляд, это не та сумма, которая прямо ударит по бизнесу. Для моего бизнеса это не будет сумма, которая как-то повлияет. Но в целом расходная часть растет, и, к сожалению, это скажется на цене для конечного потребителя, как всегда это бывает, потому что растут все расходы».
Как маркировка скажется на процессах, которые напрямую завязаны на обзвоны, рассуждает основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак:
Понесут затраты и операторы связи — в «Вымпелкоме» их назвали значительными. По оценкам Минцифры, стоимость внедрения обязательной маркировки, а также затраты на дальнейшее развитие и поддержку инфраструктуры для этого превысят 11 млрд рублей за шесть лет. Пока что за отсутствие маркировки звонков нет штрафов ни для бизнеса, ни для операторов связи. Однако оператор вправе блокировать анонимные вызовы.