Вступили в силу новые меры в отношении «серых» гостиниц
Неделю назад закончился срок подачи документов для внесения в госреестр для владельцев гостиниц и глэмпингов. Что говорят о мере сами хозяева и обелит ли она гостиничный рынок России?
Читать на полной версииШтрафы до 170 тысяч рублей и запрет на рекламу. Заработали новые меры в отношении «серых» гостиниц и глэмпингов. Неделю назад закончился срок, когда средства размещения туристов должны были пройти классификацию и получить номер в государственном реестре.
Все отели за рамками реестра будут считаться нелегальными. За это вводится штраф в размере до 40 тысяч рублей для должностных лиц и до 170 тысяч — для юридических. Если нарушение повторится, то сумма штрафов увеличивается до 60 тысяч и 300 тысяч рублей соответственно. Все ли глэмпинги и гостиницы успели встать в реестр? И что происходит с теми, кто не успел это сделать?
Владелица гостевого дома «Королевская звезда» в Калининграде Юлия Бутурлакина делится с Бизнес ФМ: сейчас дом в ожидании регистрационного номера. Подача документов в реестр была несложной, пришлось лишь исправить пару формальных ошибок — и все приняли. Юлия опасалась, что с 1 сентября гостевой дом уберут из выдачи агрегаторов, но, как оказалось, зря:
Юлия Бутурлакина владелица гостевого дома «Королевская звезда» в Калининграде «Я с ужасом ждала нулей 1 сентября, что нас выкинут, потому что брони идут, и мы до сих пор не смотрели, что сезон закончен. Но у нас полная загрузка, и мы рекламируемся. Идут брони спокойно. Вот сегодня уже 7-е число, и буквально с утра прошла бронь через агрегаторов. Нас не убрали из системы агрегаторов».
Возможно, дело еще и в том, что для гостевых домов требование о вступлении в реестр заработает только с 1 января и только в популярных у туристов регионах, в том числе Калининградской области. А вот для отелей, турбаз и глэмпингов оно уже вступило в силу. Руководитель этнопроекта «Козы да березы» в подмосковном Турове Татьяна Беккер рассказала Бизнес ФМ, что пока только в процессе подготовки заявки:
— Мы еще не прошли, потому что у нас процесс перевода еще пока в категории земли, поэтому мы работали как самозанятые. Мы сейчас на стадии получения ИП и подачи заявки в Росреестр.
— А деятельность при этом как-то прекратилась?
— Деятельность не прекратилась, но я так понимаю, что у нас реклама приостановилась. Сейчас нет никаких бронирований, и я это связываю с тем, что еще и закончился высокий сезон, люди готовились к 1 сентября, и как-то это перезапустилось.
Есть обязательная часть процедуры классификации, которую должны пройти туристические объекты, — самому предоставить информацию, документы и фото объекта, пройти так называемую самооценку, то есть оценить жилье на соответствие требованиям. И добровольная часть для гостиниц — сторонняя оценка и присвоение звезд.
Со сложностями сталкивались даже крупные объекты: оказалось, что если в отеле изменилось количество номеров, то, чтобы внести изменения в уже пройденную «самооценку», нужно удалять аккаунт. А это можно было сделать только при ликвидации юрлица. О том, как изменится рынок, когда все войдут в реестр, рассказывает вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Тамара Буйлова:
— Если задумка Минэкономразвития будет доведена до конца и все пройдут самооценку, у нас здесь действительно серьезно обелится рынок средств размещения. В стране появится нормальная человеческая статистика, по которой можно будет четко знать, сколько мест в гостиницах в различных регионах. И, конечно, появится возможность взимать более точно налоги с предприятий.
— Как планируют работать те, кто не включился в реестр?
— Так они вообще не имеют права работать. Они, я думаю, будут работать, заселяя только своих. Мы долго думали, кто это может быть? Это могут быть, скорее всего, владельцы-иностранцы, которые совсем не понимают русского языка, не читают наше законодательство. Но и персоналом здесь тоже должны быть иностранцы, не разговаривающие по-русски. Второй момент — это могут быть какие-то ведомственные закрытые гостиницы, которые вообще посторонних людей не селят, но зачем-то называют себя гостиницами. Это должны быть единичные случаи, а не как сейчас, 250-300 гостиниц только в Санкт-Петербурге. Это очень много, потому что это, получается, четверть.
Некоторые туристические объекты, которые раньше называли себя гостевыми домами, по наблюдениям Бизнес ФМ, сейчас позиционируют себя в Сети исключительно как апартаменты. Они классификации не подлежат и пока остаются за пределами туристического законодательства.