Страны БРИКС проявили солидарность. Пока на словах. Комментарий Георгия Бовта
Саммит БРИКС стал важным проявлением солидарности объединения, на нем прозвучали идеи о том, как противостоять односторонним мерам в международной торговле, однако этой группе стран нужна институциональная и правовая надстройка, считает политолог
Читать на полной версииПо инициативе президента Бразилии в онлайн-формате состоялся внеочередной саммит БРИКС. Темой стали «угрозы многополярному мироустройству и общий ответ объединения на тарифы и санкции США». Саммит продлился полтора часа. Общего заявления не планировалось изначально, каждая страна сама принимала решение о публикации или непубликации речи своего лидера. Владимир Путин принял участие в саммите, но Кремль ограничился лаконичным сообщением: «Обсуждались вопросы сотрудничества стран — участниц БРИКС в торговле, финансах, инвестициях и других сферах с учетом нынешней ситуации в глобальной экономике». О чем шла речь?
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва выступил с инициативой созвать экстренный саммит БРИКС сразу после введения Дональдом Трампом 50-процентных пошлин на бразильский экспорт в США. Притом что США имеют в торговле с Бразилией самый высокий профицит среди стран с развивающейся экономикой. Также Трамп ввел около 700 исключений для стратегических отраслей: авиастроения, энергетики и частично сельского хозяйства. В основном, надо полагать, Трамп мстит президенту Луле да Силве за его левацкую политику, а также уголовное преследование бывшего президента — правого популиста Жаира Болсонару, которого Трамп считает другом. Торговля Бразилии с Россией, в том числе энергоносителями, — еще один повод для раздражения Трампа. Притом что в 2024 году общий торговый оборот Бразилии с США составил около 80,9 млрд долларов, при экспорте Бразилии 31,6 млрд долларов. Тогда как товарооборот между Бразилией и Россией составил 12,4 млрд долларов, в котором доля российского экспорта была 10,96 млрд долларов, а бразильского — всего 1,45 млрд.
Саммит БРИКС стал важным проявлением солидарности объединения, однако для перехода от слов осуждения действий США и Запада в целом к делам в плане противостояния им еще предстоит проделать большую работу. «Введение экстерриториальных мер угрожает нашим институтам, вторичные санкции ограничивают нашу свободу укреплять торговлю между дружественными странами, поэтому БРИКС должно показать, что сотрудничество превыше всего», — заявил Лула да Силва. Также он затронул ситуацию на Украине и призвал к реалистичному урегулированию конфликта, которое должно учитывать законные интересы всех сторон. Председатель КНР Си Цзиньпин, подержав это предложение, призвал БРИКС углублять деловое сотрудничество, отстаивая открытость, защищая международный экономический и торговый порядок. Он осудил «некоторые страны, которые непрерывно развязывают торговые и тарифные войны». Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси подчеркнул, что БРИКС продвигает сотрудничество на принципах взаимного уважения, добавив свое мнение о неэффективности Совбеза ООН. Президент ЮАР Сирил Рамафоса заявил о переходе от однополярного мира к многополярному. По его словам, страны БРИКС были в авангарде отстаивания реформ многосторонних институтов, высказавшись за преобразование ВТО.
Как отметили в пресс-службе президента Бразилии после завершения саммита, лидеры стран объединения достигли консенсуса о необходимости перехода к более справедливому международному порядку. Однако пока это всего лишь обмен мнениями о том, как противостоять односторонним мерам в международной торговле.
Глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар, выступивший вместо отсутствовавшего премьера Наредры Моди, был более критично настроен. Он высказался за стабильность и предсказуемость в торговле и инвестициях и за создание более устойчивых цепочек поставок. Но также призвал БРИКС подать пример справедливости, указав, что самые большие дефициты в торговле у Индии связаны как раз с партнерами по БРИКС и Нью-Дели настаивает на скорейшем решении этой проблемы. Тут вполне угадывается намек в адрес России: при товарообороте с Индией в 70 млрд долларов российский экспорт превысил 65,7 млрд долларов при индийском экспорте всего лишь в 4,9 млрд. Также глава МИД Индии предложил новые инициативы в рамках БРИКС: Международный альянс солнечной энергетики, Коалицию за инфраструктуру, устойчивую к стихийным бедствиям, и Глобальный альянс по биотопливу.
Президент Ирана Масуд Пезешкиан пошел чуть дальше, предложив создать в рамках БРИКС механизм по противодействию незаконным односторонним санкциям, в том числе в целях поддержки членов организации перед лицом таковых. Однако для этого как минимум следует двигаться в направлении создания наднациональных органов если не управления, то координации БРИКС, принять устав, общие регламенты и правила для разных сфер деятельности, не говоря уже о единой платежной системе. Пока ничего этого нет. У БРИКС нет даже секретариата.
При этом объем торговли стран БРИКС с теми же США в 2024 году достиг почти триллиона долларов: экспорт в США превысил 600 млрд долларов, импорт составил около 300 млрд, что указывает на огромный дефицит торгового баланса. В этом году экспорт в Америку из-за пошлин наверняка значительно снизится, может, на десятки процентов. Для сравнения: общий объем торговли между странами — основательницами БРИКС (Бразилией, Россией, Индией, Китаем, Южной Африкой) достиг 399 млрд долларов США в 2024 году, зато годовой прирост составил почти 20%. В расширенном составе БРИКС+ в этом году также показывает рост своей доли в мировой торговле, которая достигла 24% от общего объема мировых товарооборотов. Но к этому базису все очевиднее нужна институциональная и правовая надстройка. Иначе сильно дальше обмена мнениями продвинуться не удастся.