«Полураспад» — уверенная заявка на победу в конкурсе фестиваля «Новый сезон», причем такое мнение сложилось еще до показа. Над проектом работала сильная авторская и актерская команда: продюсерская компания «Среда», на счету которой такие хиты, как «Аутсорс», «Трасса», «Лихие», «Хрустальный», «Нулевой пациент», сценарист Олег Маловичко — автор всех, за исключением «Аутсорса», упомянутых работ, Анна Михалкова, Филипп Янковский, Дмитрий Чеботарев, Евгений Стычкин и другие. После просмотра это мнение лишь подтвердилось.

1988 год. Журналист газеты «Оренбургский вестник комсомола» Надежда Келлер узнает о смерти отца, болевшего раком. Во время похорон она обращает внимание на то, как много его земляков умерли в молодом возрасте в 1955-1956 годах. Местные говорят об онкологии и ссылаются на учения по испытанию атомной бомбы, которые проводились на Тоцком полигоне. Их целью было практически отработать возможный прорыв обороны противника ядерным ударом и оценить последствия. Десятки тысяч солдат и мирных жителей были подвергнуты облучению. У маленького сына Надежды — рак щитовидки. Все это побуждает ее начать расследование и во что бы то ни стало рассказать правду. 30 лет назад это уже пытался сделать ее отец.

Сериал затрагивает сложную, неоднозначную тему, значительно повлиявшую на ход холодной войны, но делает это без лишней патетики — через личные истории и тихие человеческие драмы. Продолжает автор сценария Олег Маловичко:

Олег Маловичко сценарист «Когда я прочитал книгу «Репетиция апокалипсиса», я увидел там большое количество человеческих историй, которые меня подкупили и которые, как мне казалось, должны были быть рассказанными. Вот этот стук — «тук-тук, расскажи» — стал решающим. Мы не ставили себе целью рассказать историю испытания. Мы смотрели на это через призму людей, которые там были, — и военные, и жители этого района. Для нас были интересны герои «с маленькой буквы», такие как мы с вами, живущие свою ежедневную жизнь, которые вдруг стали участниками этого эксперимента. Для меня нерв (не только в этой истории, а везде) — это жизнь обычного человека, потому что, мне кажется, трагедия, происходящая с «маленьким человеком», сильнее в разы».

Действие разворачивается в 1950-х и 1980-х. Атмосфера передается через визуальный ряд, музыку и невероятно проработанный вещественный мир. Работает каждая деталь. «Полураспад» позволяет прочувствовать эту историю и долго остается со зрителем после просмотра.

Среди других проектов интересна криминальная драма «Тоннель» от студии Kion. В центре сюжета — принципиальная и неподкупная сотрудница таможни на границе с Финляндией в исполнении Елизаветы Боярской.

Переступить через свои строгие моральные устои приходится после того, как финская мафия похищает ее мужа-игромана: теперь ей нужно самой тайно переправлять через границу запрещенку. Неожиданное «подспорье» в этом — тоннель, обнаруженный у дома рядом с могилой отца, который также служил на таможне и при загадочных обстоятельствах пропал много лет назад.

Помимо линии расследования, актер Сергей Гилев видит в этом проекте и другой посыл:

Сергей Гилев актер «В этом сериале нам показали, как люди говорят о чем-то и вообще не понимают друг друга. Они понимают себя, чего они хотят, но формулируют настолько неправильно, что человек, к которому они обращаются, понимает их совершенно иначе. И в итоге получаются какие-то странные, смешные, нелепые или обидные ситуации. Никогда раньше я еще не был мужем Лизы Боярской, и вот мне посчастливилось. Я очень глупый, но очень добрый человек в этой истории. И вот, в общем-то, и все. А дальше — смотрите в кино».

Авторы отмечают, что писали этот сериал специально под Боярскую. Это видно: образ и внутренний конфликт героини получились убедительными. Другие персонажи проработаны менее тщательно, зато выучили финский, причем на очень хорошем уровне.

«Тоннель» — долгострой. Это тоже видно как минимум по сюжету: сценаристы дают нам поностальгировать по тем недавним временам, когда перейти границу с Финляндией было легко.