Банки беспокоятся за звонки клиентам
Ассоциация банков России направила обращение в Минцифры: она просит оставить возможность звонить клиентам без их согласия. С 1 сентября все компании должны получать разрешение абонентов для массовых обзвонов. Эта норма вступила в противоречие с рядом законов, говорят юристы
Читать на полной версииУже почти месяц россияне, согласно принятым поправкам, могут заблокировать массовые звонки на свой номер на сайте или в мобильном приложении оператора. Под блокировку попали в том числе звонки банков — во всяком случае, никаких исключений для них в тексте поправок нет.
Первыми высказывать свои опасения начали в Национальном совете финансового рынка, а затем обращение в Минцифры направила Ассоциация банков России. Письмо есть в распоряжении Бизнес ФМ. В самой ассоциации редакции пояснили, что хотят разъяснений: действующий закон о взыскании долгов не требует получения согласия клиента на звонки, а новые поправки, получается, требуют. И ассоциация хочет, чтобы в Минцифры их успокоили и сказали, что новые поправки их не касаются.
Отрасль не хочет попасть в список звонков третьей категории, поясняет управляющий RTM Group Евгений Царев:
Поправки в закон «О связи» говорят, что для ряда входящих звонков согласие абонента не требуется. Это, как правило, экстренные и неотложные звонки, например входящие от госорганов, органов местного самоуправления и тому подобных структур. На все остальное, по идее, абонент может поставить блок и закрыться и от банков, и от коллекторов.
В Минцифры вряд ли пойдут навстречу банкам, потому что проконтролировать добросовестность поводов для звонков будет невозможно, считает гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:
Если взглянуть только с юридической стороны, принятые с 1 сентября поправки вступают в противоречие сразу с тремя законодательными актами. Это закон «О связи», закон о защите прав по возврату задолженности и закон «О персональных данных». Для того чтобы убрать все несостыковки, потребуется принимать еще целый ряд поправок, отмечает зампредседателя коллегии адвокатов «Сулим и партнеры» Даниил Черных-Аипов:
Даниил Черных-Аипов зампредседателя коллегии адвокатов «Сулим и партнеры» «Противоречие заключается в том, что закон «О связи» требует обязательного получения согласия абонента на такие обзвоны, а 230-й федеральный закон такого требования не содержит и разрешает банкам звонить должникам без дополнительного согласия на обзвоны. При этом закон «О персональных данных» также не требует дополнительного согласия на звонки по взысканию задолженности, поскольку это входит в законные интересы кредитора. Коллизия как раз в этом — потребуется вносить изменения в законы. Это можно сделать путем включения кредитных организаций и коллекторских агентств в перечень организаций, которым разрешены звонки без дополнительного согласия абонента. Полагаю, важным будет законодательно закрепить четкое определение массовых вызовов, исключив из этого понятия звонки банков конкретным должникам по поводу их персональной задолженности. Такие звонки по своей природе не являются массовыми».
Решение, таким образом, будет принято по аналогии с тем, как сейчас разбираются с проблемой работы сервисов в периоды отключения мобильного интернета: просто создадут отдельный белый список. Если туда попадут банки, их массовые обзвоны будут продолжены.