Когда стабилизируется ситуация на внутреннем рынке бензина?
Вице-премьер Александр Новак заявил о запрете на экспорт бензина до января 2026 года. Эксперты отмечают, что причины бензинового дефицита этого года ровно те же, что были и в предыдущие, и даже нападения на российские НПЗ не являются тут определяющим моментом
Читать на полной версии
Если коротко, эксперты говорят, «скоро». Проблема в том, что ровно через год ситуация наверняка повторится. Причины топливного кризиса конца лета — начала осени одни и те же: высокий сезонный спрос, который накладывается на плановые ремонты НПЗ. В этом году к ним добавились внеплановые, вызванные атаками украинских беспилотников на российскую топливную инфраструктуру.
Эксперты отмечают, что нефтяные компании не экономят на безопасности: сетки есть, системы РЭБ работают, но средства нападения тоже развиваются. Дронов больше, атаки чаще, цели те же, бьют методично. Завод получил повреждения, ушел на ремонт, снова заработал — новая атака. По подсчетам Reuters, удары по российским НПЗ нарушили работу 17% нефтеперерабатывающих мощностей страны. Однако, по мнению ведущего эксперта Финансового университета Игоря Юшкова, сезонные факторы и рост атак лишь усугубили более фундаментальную проблему:
Иными словами, причины кризиса — экономические. При этом эксперт признает: если не решать вопросы безопасности, рано или поздно Россия может подойти к угрозе физического дефицита бензина. Как их решать — пока непонятно.
Что же касается текущей ситуации, то сейчас остается просто ждать. А продление запрета на экспорт — это работа с медийным полем, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Хорошая новость в том, что терпеть осталось недолго. В этом году…