Госдума в первом чтении одобрила проект реформы медицинского образования, который обязывает студентов-медиков при поступлении на бюджет заключать целевой договор. По сути это означает, что они должны отработать получение бесплатного образования.

Этот законопроект в медсообществе назвали возвращением к советской системе распределения. Сейчас целевой договор с клиниками подписывают те, кто, например, не прошел на бюджет по баллам. Теперь, согласно законопроекту, его обязуют подписывать даже тех, кто получил высокий балл по профильным предметам на ЕГЭ, и для таких сильных студентов это крайне неприятная история, рассказала профессор одного из региональных медвузов, которая участвовала в обсуждении со студентами нового законопроекта. Она предпочла высказаться анонимно:

«Нам хотелось услышать их как субъектов распределения. Они попадают под этот закон и пойдут работать, согласно этому закону, по «слепому» распределению кадров. Очень негативно относятся к этому «высокобалльники», которые много сделали для того, чтобы по ЕГЭ — химии, биологии, русскому языку — получить большой балл и учиться на просто бюджетной форме. Привожу прямую речь, наиболее распространенное мнение: «Я отношусь к этому резко негативно. Я получила 292 балла. Для меня было крайне важно не брать целевое, а поступать на бюджет, чтобы не отрабатывать в незнакомом мне лечебном учреждении. В итоге я все равно загнана в рамки, и суть бюджетного обучения для меня потеряна».

С другой стороны, профессор признает, что дефицит медицинских кадров в некоторых регионах доходит уже до 50%. А это значит, что жители этих регионов не получают лечения на должном уровне. В некоторых населенных пунктах врачей просто нет, и пациентам за элементарной медпомощью приходится ездить в региональные центры. Государство пытается закрыть именно этот вопрос в первую очередь хотя бы через пять-семь лет.

Говорит главный врач клиники «Хадасса» и сети клиник «Медскан» Борис Чурадзе:

— Ключевой фактор — это позволяет государству целенаправленно и прогнозируемо закрывать кадровый дефицит, особенно в тех регионах, где он острый. Особенно в удаленных регионах, на селе. Второй момент — появляется такой социальный контракт: обучение на бюджете — это инвестиция государства в специалиста. Этот механизм формализует и определяет взаимные обязательства. То есть общество дает студенту-медику качественное образование, а выпускник возвращает свой долг, работая там, где обществу нужны его компетенции. Честные, справедливые. Для многих молодых людей завершение учебы связано со стрессом поиска работы. Такой договор дает четкий маршрут, гарантию трудоустройства.

— А минусы какие?

— Таким инструментом мы, по сути, не мотивируем, а обеспечиваем физическое присутствие специалистов там, где они остро нужны. То есть, по сути, мы возвращаемся к распределению, которое было в советское время. Положительные стороны тоже были, но зачастую тогда сталкивались с тем, и сейчас такая есть угроза, что фактически врач будет «отбывать» там свой срок, и это не мотивация внутренняя, а обязательная программа с иногда невовлеченным врачом.

На момент обсуждения законопроекта вставал вопрос, смогут ли студенты выбирать клинику, с которой им заключать договор. Во время слушаний в Госдуме представитель Минздрава заявила, что у абитуриентов остается возможность выбрать регион. Но в любом случае неопытный врач получит практику, которую он не получит в большом городе, едва выпустившись, считает главный врач сети клиник «К+31» Владимир Елишев:

Владимир Елишев главный врач сети клиник «К+31» «Подход к госзаданию и к определенным условиям по гарантированной отработке — это в том числе, мне кажется, очень хорошее подспорье для молодых начинающих специалистов, чтобы получить сразу достаточно хорошую и успешную медицинскую практику после окончания вуза. Другой, мне кажется, такой альтернативы сейчас, в ближайшее время, наверное, у нас и не будет, потому что предоставить сразу большое количество рабочих мест для выпускников вузов — нет, наверное, такого большого количества стационаров, больших больничных комплексов. Основная все-таки категория обращений — это амбулаторно-поликлиническая помощь, оказание первичной медицинской помощи, участковая медицина, районная медицина. В большей степени, естественно, это государственная структура здравоохранения».

Штраф за неисполнение обязательств как для студента, так и для будущего работодателя будет, согласно законопроекту, в три раза превышать стоимость обучения. По словам опрошенных Бизнес ФМ медиков, раньше затраты государства на обучение будущего врача попросту не окупались прежними штрафными санкциями. И было достаточно случаев, когда студенты, заключившие целевое на старте, потом откупались. Для прохождения первичной аккредитации молодой специалист должен будет три года отработать под руководством наставника. Эти сроки к будущему рассмотрению собираются пересмотреть.

Предполагается, что закон в случае его принятия вступит в силу 1 марта 2026 года.