Закон о локализации может вытеснить региональные такси с рынка
Региональные перевозчики опасаются, что закон о локализации автомобилей поставит крест на легальном рынке такси. Из-за жестких требований многие компании готовы перейти в формат аренды с водителем, чтобы избежать дополнительных расходов и ограничений
Читать на полной версии«Такси в регионах может исчезнуть как юридическая сущность» — таким прогнозом с Бизнес ФМ поделились представители крупного регионального агрегатора такси «Максим». Там считают, что закон о локализации — это очередной гвоздь в крышку гроба рынка перевозок такси. Впрочем, такой скепсис разделяют не все игроки рынка, но и оптимистов среди них тоже нет.
Не так давно Минпромторг опубликовал список автомобилей, которые смогут работать в такси после того, как требование о локализации вступит в силу. Таксисты и эксперты отреагировали на это в лучшем случае нервным смехом.
В нынешнем виде в перечне нет выбора автомобилей в сегменте «Комфорт» и вообще нет ни одной машины, которая могла бы работать в тарифе «Комфорт плюс». Список обещают дополнить, но важно не это.
Многие игроки рынка (особенно в регионах) не соблюдают даже действующие требования, которые предъявляются к автомобилям и водителям такси. И уж тем более не будут соблюдать более строгие. Бизнес на периферии давно нашел легальный выход — перевозки по договору аренды транспортного средства с экипажем.
В отличие от официального таксиста, частному лицу, оказывающему такую услугу, не нужно оформлять путевые листы, проходить медосмотры, покупать специальные страховки для такси, и машина у него может быть любая. Единственное ограничение: такой водитель не может клеить на автомобиль шашечки, и многих это не пугает. Особенно тех, чьи машины не прошли бы в такси по возрасту, экологическим нормам и так далее.
Такую схему перевозок параллельно с предоставлением услуг такси давно использует агрегатор «Максим». И представитель сервиса Павел Стенников уверен, что на работу в режиме фрахта будет уходить все больше перевозчиков:
Павел Стенников представитель сервиса «Максим» «Во всяком случае, в регионах может быть такое, что такси как юридическая сущность вообще перестанет существовать. Вот даже сегодня, например, если уполномоченные органы проведут тотальную проверку наличия у перевозчиков договора ОСГОП [договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика], который обязателен, то только на основании отсутствия этого договора они могут аннулировать почти все действующие разрешения. Норма о локализации — это, можно сказать, очередной гвоздь в крышку гроба такси. Поэтому возможен переток бывших таксомоторных перевозчиков, которые не смогут вновь попасть в реестр такси, в серую зону и в сектор аренды автомобилей с водителями».
Человек, работающий по схеме аренды машины с водителем, получает заказ через то же приложение, что и официально оформленный таксист. И пассажир в одном и том же приложении может выбрать, как ехать: чуть дороже на желтом официальном такси или чуть дешевле, но на небрендированной машине, которая, к слову, не имеет права двигаться, например, по выделенной полосе. И тут уже буквально «шашечки или ехать». Но не все так однозначно, считает председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов:
Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси» «Те, кто получил разрешения, они их уже получили. Легализовалось меньше трети — так примерно и останется. Перетока особого не будет. Почему? Потому что если человек работает официально, он хочет уже, скажем так, ездить с шашечками на крыше: пассажиропоток выше. А если плотность заказов меньше — отдача ниже, водитель меньше зарабатывает».
В Москве по системе фрахта работает то же «Яндекс Такси» в тарифах «Бизнес» и «Премиум», когда за пассажиром приезжают дорогие автомобили черного цвета. Юридически это не такси.
Автор телеграм-канала Protaxi Егор Рябков, имеющий опыт работы и таксистом, и нанятым по фрахту водителем, считает, что из легального такси его коллеги будут уходить в альтернативные каналы до тех пор, пока это возможно:
— И как долго этот период продлится? Мы ведь понимаем, что поздно обратят внимание.
— Пока не примут закон. Да, обратят на это внимание, наверняка внесут либо поправки в текущий закон, либо выпустят новый закон о перевозке пассажиров и багажа по договору. Думаю, год.
— Как много останется желтых классических такси в этот промежуточный период?
— Я думаю, сейчас в реестр внесено около 700 тысяч машин — они и останутся. Просто все остальные, кто не внесен в реестр, будут дальше обходить систему.
— Понятно.
— А всего у нас, напомню, около 2,5 млн автомобилей.
Впрочем, некоторые собеседники радиостанции допускают и даже надеются, что законодатель не запретит рынок квазитакси как таковой, а официально узаконит уже сложившуюся во многом ситуацию: есть профессиональные таксисты на желтых машинах с шашечками и всеми вытекающими, и есть нанятые водители, услугами которых можно пользоваться на свой страх и риск, понимая, что они отвечают только за то, чтобы довезти пассажира из точки А в точку Б, и больше ни за что.
Но государство заботится о гражданах, и в то, что им реально предоставят столь безответственный выбор, верится с трудом.