Невинная вещь — выбор символа Кавказа для купюры в 500 рублей — вырос в крупный конфликт с оттенками политического. Вмешиваться пришлось ЦБ, который попробовал объяснить, что вообще-то цель голосования — просто изучить, какие достопримечательности Кавказа из предложенных вариантов любят россияне и считают символами Кавказа. Пришлось также сказать, что на 500-рублевке могут появиться и несколько символов. И объявить, что голосование в социальных сетях прекращается, а продолжается только через авторизацию на «Госуслугах» по принципу «один голос за один символ» во избежание недобросовестных накруток. Но и это не помогло.

ЦБ обвинили в несправедливости. Волна обвинений пошла в основном от политиков и блогеров, которые горячо поддерживали голосование за деловой квартал «Грозный-Сити» в Чечне. Именно этот вариант неожиданно вырвался вперед среди других символов Кавказа, предложенных для 500-рублевки, опередив даже гору Эльбрус, которая лидировала до 11 октября.

Отрыв небоскребов от горы случился не «вдруг», а после того, как лидер чеченской республики Рамзан Кадыров объявил розыгрыш десяти новых айфонов для тех, кто отдаст голос за «Грозный-Сити». Голосование и так проходило не гладко, с горячими комментариями и ссорами, но после вмешательства политика страсти накалились. Отсюда и решение ЦБ — голосование прекратить до лучших времен. Почему оно обрело такой политический характер? Объясняет президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «В условиях, когда в стране немало противоречий, невыговоренных конфликтов, любая, даже такая пустячная тема иногда может стать поводом для хейта, куда вовлекается максимальное количество людей, «z-блогеров» и так далее. И косвенно история с Эльбрусом и «Грозным-Сити» показала, что, с одной стороны, есть власти Чечни, которые претендуют на некоторый особый, в том числе моральный, статус, приравнивая себя к ветеранам военных действий, которые находятся вне зоны критики, такие абсолютно неуязвимые, а с другой стороны, есть много невыговоренного раздражения: для кого-то больше идеологического, для кого-то внутривидового. И в итоге это вылилось в тему «Кавказ против Кавказа», «Эльбрус против Грозного». Казалось бы, в рамках допустимого, но разговор идет не про купюры, а о границах возможного, допустимого в российской политике. В условиях невыговоренных противоречий, которые в стране есть, любая тема становится политической. В этом плане, наверное, ситуация стала сюрпризом, но, с другой стороны, есть масса вариантов отрулить: перенести утверждение на более поздний срок, когда все рассосется. То есть эта история иллюстрирует некое общее частично невротическое состояние вокруг ряда острых политических вопросов».

С этой точки зрения шаг начать голосование кажется неосторожным со стороны ЦБ. Но, скорее всего, регулятор и не предполагал, что примеру властей Чечни последуют дагестанские коллеги и пообещают не только iPhone 17 за голосование в пользу крепости Дербент, но и новую китайскую машину Changan X5 Plus и даже квартиру на берегу Каспийского моря.

В спор включились и депутаты, и известные блогеры-патриоты, которые заявляли, что Эльбрус видно практически со всего Кавказа, а «Грозный-Сити» нет. В спор вовлекли очень много эмоциональных, в общем-то, людей, и надо было учитывать темперамент жителей Северного Кавказа при организации голосования, считает журналист, медиаэксперт, политический эксперт из Ставрополья Дарья Полянкина.

Дарья Полянкина журналист, медиаэксперт, политический эксперт из Ставрополья «Я думаю, что такой реакции, такого обострения вряд ли ожидали. Все шло своим чередом: федеральные округа один за другим получали свое право разместиться на банкноте. И вот дело дошло до Северного Кавказа, региона, который, наверное, всегда имеет возможность реакции с высоким градусом. Скорее всего, стоит учитывать и менталитет, и то, что люди в принципе на Северном Кавказе эмоциональные, эмоционально заряженные, воспринимающие многое близко к сердцу. Этот вопрос вышел далеко за пределы Северо-Кавказского федерального округа — и по его оценке, и по участию, и так далее. Здесь в региональном аспекте все просто наблюдают. И для нас для всех, для жителей Северного Кавказа, все символы по большому счету — это все равно наши символы. Примешивается определенная оценка с точки зрения, что природный объект является таким нейтральным не только с точки зрения национальной принадлежности, но и с точки зрения региональной. Северный Кавказ объединяет семь регионов, и Эльбрус при должном освещении, при должной точке обзора видно отовсюду. То есть это символ действительно общий».

Все это особенно необычно выглядит на фоне угасания значимости купюр в принципе как явления. Наличные деньги постепенно выходят из оборота. И вряд ли их кто-то разглядывает внимательно и с пристрастием.

Новые даты голосования за дизайн 500-рублевой банкноты ЦБ объявит дополнительно. Однако перечень символов для голосования сохранится прежним. Регулятор заявил, что предложат «новые условия, которые исключат возможность недобросовестных действий» в процессе голосования.