Трамп заявил, что не стоит беспокоиться из-за нового конфликта США с Китаем. В своей соцсети Truth Social он написал: «Не волнуйтесь за Китай, все будет хорошо! У уважаемого Си Цзиньпина просто был тяжелый момент. Он не хочет проблем для своей страны, как и я. США хотят помочь Китаю, а не навредить ему!» Предшествовали ли этим словам какие-то контакты с Пекином, неизвестно.

В пятницу, 10 октября, президент США объявил о введении с 1 ноября дополнительных 100-процентных пошлин против Китая из-за планов КНР ввести новые меры контроля за экспортом редкоземельных металлов. Заявления Трампа вызвали резкий обвал на фондовых и криптовалютных рынках.

В воскресенье вице-президент Джей Ди Вэнс в интервью Fox News сказал, что в ближайшее недели станет понятно, хочет ли Китай начать торговую войну с Соединенными Штатами или готов вести себя «разумно». В случае агрессивных действий у Трампа больше рычагов давления в торговых спорах с КНР, чем у Пекина, говорит Вэнс. В частности, он не исключил, что Трамп может рассмотреть вариант снятия с американских бирж китайских фирм, связанных с Вооруженными силами КНР.

Угроза в адрес компаний, связанных с ВПК Китая, охватывает большую долю рынка. Она неминуемо повлияет на котировки накануне открытия торгов. И призвана наряду с другими угрозами оказать давление на Пекин накануне встречи американского и китайского лидеров на саммите АТЭС в Южной Корее, считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Дмитрий Абзалов президент Центра стратегических коммуникаций «В последнее время Китай пытается вывести китайские компании с американской биржи, провести делистинг. Действия, которые сейчас Трамп предпринимает, связаны с активизацией переговоров. Он пытается давить на Си перед возможной встречей, которая произойдет в Южной Корее. Все его инициативы делаются обычно на выходных с целью оказать влияние на фондовый рынок. Но такое же заявление касается и военной составляющей, то есть Трамп сейчас пытается усилить свои переговорные позиции перед встречей с Си с учетом того, что он хочет выйти на соглашение уже полноценно до конца года на фоне шатдауна и вообще замедления торговых соглашений с Европейским союзом, Канадой и Мексикой. Сейчас у него есть максимум два соглашения — с Великобританией и в какой-то степени с Вьетнамом, поэтому он пытается форсировать процесс, использует традиционные инструменты давления. С военно-технической точки зрения все чувствительные части Китай уже пытается перевести только на Шанхайскую биржу, например, или на внутриконтинентальную биржу Китая непосредственно. Поэтому с этой точки зрения это может привести к тому, что придется, наверное, выводить с американских рынков какие-нибудь соответствующие инструменты или же компании, которые связаны непосредственно с американскими структурами, — предположим, к такому типу организаций в свое время Трамп еще относил Huawei. То есть теоретически под такие ограничения могут попасть очень многие компании из китайского телекома, потому что они активно взаимодействуют с военно-технической инфраструктурой. Поэтому мы исходим из того, что этот объем может быть достаточно значительный. Но основная задача, которая здесь стоит, — это прежде всего оказать давление на Си перед переговорами, которые развернутся активно в конце октября — начале ноября».

Пекин ранее призвал США отказаться от угроз введения 130-процентных пошлин на ввоз китайских товаров и сесть за стол переговоров. Китай заявил, что готов урегулировать все «нерешенные вопросы» и как итог заключить новое торговое соглашение с США.
На этом фоне торговый представитель США Джеймисон Грир заявил, что Китай официально не информировал Соединенные Штаты о решении ввести экспортные ограничения на редкоземы и технологии, Белый дом узнал об этом из открытых источников. По его словам, сразу после этого в Вашингтоне запросили телефонный звонок с китайской стороной, однако Пекин его отложил.

В чем главная причина обострения торговой войны США и Китая? Какие перспективы, что все объявленные меры действительно введут? Мнение гендиректора Фонда нацэнергобезопасности, профессора Финансового университета Константина Симонова:

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «Я думаю, уже все изучили стиль переговоров Дональда Трампа, даже если не читали его книгу «Искусство сделок», — это переговоры, которые создают давление оппонентам, поэтому нужно постоянно повышать градус, усиливать прессинг. В этом плане можно легко провести параллель между ситуацией с «Томагавками» и китайскими пошлинами. И в одном, и в другом случае Трамп действует вроде бы очень жестко, резко повышает ставки, но при этом всегда оставляет возможность для отступления в последний момент — слова «я почти решил», «почти готов к этому». Заявления, что будут введены стопроцентные пошлины в отношении Китая, вовсе не означают, что в итоге так и произойдет, потому что переговоры по большой сделке продолжаются. Это и есть основная причина риторики Трампа. Пока Китай на уступки не идет. Более того, Китай выставляет определенное ребро жесткости с точки зрения регулирования экспорта редкоземельных металлов. Китай понимает, что Соединенные Штаты очень чувствительны к поставкам из Китая. Это касается не только редкоземельных металлов, это касается вообще довольно значительной части товаров. Тут хрестоматийные вещи, что тарифные войны приведут к росту стоимости достаточно большого количества товаров на американском рынке. Это будет результироваться и в рейтингах доверия к Трампу. А американская политическая система предполагает высокую чувствительность президента к общественному мнению. Я думаю, что Китай на эти заявления не поддастся. То есть он будет выдерживать свою позицию, и здесь кавалерийской атаки не произойдет. Китай вынужден будет отвечать. Мы это наблюдали уже после первого раунда тарифных войн — на американские тарифы Китай ответил своими. Тоже тонкий момент: не заиграется ли Трамп в тарифные войны, потому что угрозы угрозами, но постепенно это все может результироваться и в реальных действиях, которые спровоцируют настоящие торговые войны, а значит, и мировую рецессию».

Ранее сообщалось, что США нарастят запасы критически важных редкоземельных металлов для противостояния Китаю. Пентагон намерен закупить ископаемые на сумму до 1 млрд долларов. Также отмечалось, что особо чувствительным для США вопросом явился контроль в области экспорта аккумуляторов, поскольку Америка стремится стабилизировать энергосистему и удовлетворить растущий спрос на электроэнергию для центров обработки данных.