Эра дешевых товаров на маркетплейсах, возможно, скоро закончится. Об этом говорят селлеры и эксперты, комментируя усиление внимания к площадкам со стороны таможни и налоговой. ФТС планирует ужесточить контроль за торговлей импортными товарами, а крупнейшие маркетплейсы уже обмениваются данными с ФНС. Как это повлияет на цены и на конкуренцию с офлайном?

Одна из последних инициатив Таможенной службы — обязать маркетплейсы раскрывать данные о стране происхождения товара. Чтобы продавцы указывали в карточках товаров, ввезенных из-за пределов Евразийского союза, страну происхождения, классификационный код и номер таможенной декларации. Но вопрос в том, чтобы эта декларация, так называемая ГТД, была. Комментирует основатель и директор компании LoveMachines Сергей Иванов:

Сергей Иванов основатель и директор компании LoveMachines «Если продавец ввозит каким-то «серым» импортом либо покупает на условном каком-нибудь рынке «Садовод» товар без документов, тогда да, могут быть проблемы у продавца, и таких продавцов, я подозреваю, на маркетплейсах огромное количество. У них либо возникнут новые издержки, чтобы начать возить «вбелую» с ГТД, растамаживать правильно, либо покупать только у тех, кто ввез это «вбелую» и имеет ГТД».

Но если останется крупный импортер, который будет ввозить «вбелую», а остальные будут покупать у него, — каждый еще добавит свою прибыль. И это тоже повысит цену. Селлеры делятся: сейчас немало игроков, кто завозит товар, грубо говоря, не совсем правильным путем. Правда, непонятно, почему контроль за этим перекладывается на маркетплейсы, рассуждает продающий семена на Wildberries Игорь Шанченко:

Игорь Шанченко селлер «Все идет к тому, чтобы все селлеры, которые продают, ну и не только селлеры, возили товар «вбелую». Но при этом контроль идет не в сторону таможни, которая должна проверять поставки товаров из других стран. Все это кладется на плечи селлеров и маркетплейсов. Мы идем к тому, что селлеры мелкие, которые поставляют товар карго, например, по «серой» схеме, они автоматически будут закрываться и банкротиться, а у нас такое количество селлеров, которые продают на маркетплейсах, — 700 тысяч».

С недавних пор маркетплейсы обмениваются данными и с налоговой. Во многом это связано со схемами, когда крупные компании дробили бизнес на небольшие ИП, чтобы уходить от налогов. Вот прогноз от одного из селлеров, пообщавшихся с Бизнес ФМ: «ФТС и ФНС будут прожимать маркетплейсы в сторону обеления. Если у них получится это, то те же самые товары просто будут стоить дороже. Никак на качество, подделка или нет, это не повлияет».

Но, как отмечает основатель Клуба партнеров на маркетплейсах Илья Бухарин, «серый» ввоз давал конкурентное преимущество. И это ставило продавцов в неравные условия:

Илья Бухарин основатель «Клуба партнеров на маркетплейсах» «Сейчас существует неравенство: одни продавцы реализуют тонну контрафакта, а другие имеют декларации и «белый» товар. При этом покупатель не видит никакой разницы между такими продавцами и выбирает по цене. Так что выравнять условия между продавцами — это в целом хорошая инициатива. Импортные товары сейчас чиновникам не дают покоя. В конце сентября, например, были новости о том, что они хотят ввести сбор специальный или специальный налог на продажу импортных товаров. Это все делается опять же в силу обеления рынка от контрафактной продукции и защиты отечественных производителей. Да, на мелкого селлера, работающего на уровне собственного домохозяйства, такие инициативы лягут лишней финансовой нагрузкой, но шаги, чтобы бороться за общее равенство между продавцами, точно нужно делать».

Возможно, это будет и равенством с другими каналами продаж. В том числе традиционной офлайн-розницей, которая давно обвиняет маркетплейсы в нечестной игре. Правда, у низких цен на крупнейших площадках есть и другие причины: маркетплейсы сами дотируют снижение цен на отдельные товары, поскольку все равно заработают на общей корзине клиента за счет потока. Кроме того, высокая конкуренция стимулирует продавцов ставить ценник ниже, чем у других.

И все же тенденция наметилась. Клуб партнеров на маркетплейсах приводит данные доклада Data Insight о том, что впервые за долгое время доля маркетплейсов в онлайн-заказах снизилась. В первом полугодии она составила 78%. В прошлом году этот показатель был чуть выше — 80%. И дело, вероятнее всего, в росте цен.