Надо менять ситуацию, когда отрасль полностью зависит от импортного оборудования, считает Андрей Бадалов, первый заместитель генерального директора «Российской корпорации средств связи» (РКСС), член экспертного совета комитета Госдумы по безопасности.

— Что дает основания считать РКСС (кроме, естественно, названия) отечественным производителем? Насколько уверенно чувствует себя ваша компания в этом статусе?

— РКСС изначально задумывалась как производитель — это ключевое слово. Мы занимаемся не перепродажей и дистрибуцией, а производством оборудования на базе передовых разработок, что дает нам уверенность в конкурентоспособности выпускаемой продукции. Мы работаем в тесном сотрудничестве с мировыми лидерами IT-индустрии. Производство проходит на предприятиях госкорпорации «Ростехнологии». При необходимости РКСС ведет работы и на других отечественных заводах — все зависит от оптимального сочетания цены и качества.

— А что вы называете отечественной продукцией?

— РКСС не просто осуществляет сборку: мы организуем глубокое исследование оборудования, его сертификацию на соответствие требованиям нормативных документов, прежде всего, в области информационной безопасности.

— Каковы конкурентные преимущества РКСС?

— Выбирая действительно лучшие решения мировых лидеров IT-отрасли, мы придаем им новое качество. Оно описывается словом «доверенность», то есть дает уверенность в том, что оборудование под маркой РКСС безопасно, надежно и устойчиво в любых ситуациях.

Мы занимаемся доработкой, сертификацией и локализацией, чтобы исключить недекларированные возможности. РКСС обладает уникальным опытом сертификации: мы давно ведем серьезную техническую, юридическую и правовую работу, чтобы крупнейшие мировые компании могли открыть российским потребителям свои исходные коды. В этом плане нам очень помогает один из наших акционеров — госкорпорация «Ростехнологии».

— Какие зарубежные компании стремятся локализовать свое производство в партнерстве с вами? Какое оборудование выпускает РКСС совместно с зарубежными вендорами и насколько оно конкурентоспособно?

— Первым таким партнером стала компания Alcatel-Lucent. В конце прошлого года в Париже генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов и главный исполнительный директор Alcatel-Lucent Бен Вервайен (Ben Verwaayen) подписали соглашение о создании совместного предприятия Alcatel-Lucent RT для разработки, производства и продвижения на рынках России и других стран СНГ высокотехнологичного телекоммуникационного оборудования.

Еще один наш партнер — израильская компания Raysat, производитель и разработчик антенно-спутниковых систем на базе фазированных решеток. Приемо-передающие антенны спутниковой связи и антенны для приема спутникового телевидения поддерживают спутниковые сервисы в Ku-диапазоне и позволяют клиенту работать в движении, на скорости до 350 км/ч. Причем антенна все делает сама — когда машина движется, она постоянно «держит» спутник, обеспечивая высокое качество приема сигнала, в том числе сигнала телевидения высокой четкости. Изделия прошли испытания на скоростных поездах железной дороги, кораблях и других транспортных средствах.

Одно из важнейших направлений деятельности РКСС — системы информационной безопасности. На нашем стенде на выставке «Связь-Экспокомм-2010» мы представили интегрированную платформу безопасности, совместную разработку РКСС и компании Crossbeam Systems. Оборудование, построенное фактически на одной шине, имеет межсетевой экран, систему обнаружения вторжений, антивирусное ПО, приложение для контроля трафика и обеспечивает высокую скорость обработки данных.

— Какова доля труда РКСС в создании продукта?

— Помимо сборки оборудования, мы доводим его до состояния доверенности. Сейчас наша главная задача — совместно с сертифицированными партнерами исследовать ПО системы на предмет отсутствия в нем недекларированных возможностей.

— С какими еще мировыми вендорами планируете подписать соглашения?

— Практически все крупные вендоры обозначают — на уровне заявлений — желание производить оборудование в России, однако просто факт такого производства не является синонимом производства доверенного оборудования. Требуется много времени, чтобы обеспечить сертификацию и свойство доверенности.

Вендоры, готовые предоставить нам исходные коды, есть. И мы открыты для такого взаимодействия. Так, например, РКСС ведет переговоры о создании совместного производства с производителями вычислительных комплексов и систем обработки данных.

— Локализация предполагает, что эти компании могут участвовать в тендерах наравне с отечественными производителями?

— Конечно. И наши партнеры заинтересованы в увеличении доли рынка за счет этого конкурентного преимущества. Многие дистрибьюторы, которые раньше работали с нашими западными партнерами, начинают сотрудничать с нами, предлагая уже доверенное оборудование. То есть РКСС не считают конкурентом, который отнимает заказчиков у дистрибьюторов. Мы, прежде всего, производители.

— Как распределяются «железо» и ПО в вашем бизнесе?

— Если мы говорим о свойстве доверенности, то это, в первую очередь, программное обеспечение. В перспективе же от корпусов, внутренней начинки, которые сегодня доступны в России, мы хотим переключиться на элементную базу — в разумных пределах, потому что пока не все можно делать в России.

— У РКСС нет стремления объединить под своим крылом российские предприятия, выпускающие телекоммуникационное оборудование?

— У нас в стране много производителей средств связи, однако по ряду причин они выпускают оборудование только для определенных сегментов рынка. Мы же, работая с таким партнером, как Alcatel-Lucent, претендуем на глобальную линейку. Впрочем, сотрудничество исключительно с передовыми западными компаниями для нас не самоцель.

РКСС, действительно, видит свою миссию в том, чтобы выступить объединяющим началом для российских производителей. Залогом успеха служит то, что компания способна разрабатывать и производить оборудование с нуля, от идеи и проектирования микросхем, идеологии и архитектуры изделия до изготовления «железа». Мы хотели бы на нашей производственной базе и, естественно, при условии договоренности с российскими предприятиями, интегрировать их решения. Этот процесс зависит от взаимного желания и понимания общей выгоды. Главное, предложить заказчику комплексное решение, независимо от того, какое оборудование используется — импортное или отечественное.

— Какова структура вашей клиентской базы?

— Сейчас в силу того конкурентного преимущества, о котором мы говорили — доверенности, у нас больше государственных заказчиков. Но доверенность не означает какие-то государственные секреты. Не в меньшей степени она нужна компаниям, которые хотят, чтобы их сети и оборудование работали надежно, устойчиво, обеспечивая непрерывность бизнеса. Поэтому доля коммерческих заказчиков растет.

— Поддержку государства чувствуете?

— Поддержка государства существует уже в силу тех политических целей, которые были провозглашены при создании компании в 2007 году: это ориентация на отечественного производителя, формирование условий, когда заказчики будут отдавать предпочтение российскому оборудованию. В этом нам очень помогает партнерство с «Ростехнологиями», поскольку это государственная корпорация.