Водка от российского производителя может появиться в Катаре и Саудовской Аравии
Речь идет о сегменте дьюти-фри и ограниченном присутствии в туристических зонах. Насколько удачна бизнес-идея продавать российский алкоголь в мусульманских странах?
Читать на полной версииВладелец бренда «Пять озер» — «Алкогольная сибирская группа» (АСГ) — может начать работу в Саудовской Аравии и Катаре. Об этом пишет издание Shopper’s со ссылкой на вакансии по поиску сотрудников в регионе. Радиостанция Бизнес ФМ также нашла вакансии менеджера по продажам в Индии. И в них Катар и Саудовская Аравия указаны лишь как зона роста, на которую будет масштабирован индийский опыт.
АСГ, которая входит в тройку лидеров российского алкорынка с брендами «Пять озер», «Хаски», «Белая березка» и другими, подтвердила в беседе с редакцией лишь планы по исследованию этих рынков. В первую очередь Индии, где употребление спиртного не запрещено. В странах Ближнего Востока АСГ рассматривает поставки в магазины дьюти-фри. А среди потенциальных клиентов помимо туристов видит мигрантов-экспатов. Кстати, индийцев среди них — почти треть.
Отечественные производители спиртного давно экспортируют его в страны бывшего СНГ, в том числе те, где большинство исповедует ислам. Это Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и другие. А также в Турцию. Однако это все светские государства. Тогда как в случае с Катаром и саудитами речь идет о монархиях и строгих законах шариата, которые запрещают гражданам употреблять спиртное. Насколько реализуема идея продавать там алкоголь? Говорит эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:
Интересно, что отечественные производители после запрета ЕС на поставки алкоголя из России нашли варианты продолжать экспорт в Европу, отмечает эксперт. Так, «Русский стандарт» с недавних пор производит свою водку Standard 1894 на заводе в Италии. Водка «Белуга», в значительной степени ориентированная на экспорт, производится на заводе в Черногории. А у АСГ есть партнерство с казахскими производителями. Впрочем, в компании подчеркнули, что средства от экспорта составляют очень малую долю в структуре выручки и прибыли. Это скорее имидж международного бренда, а не обороты и деньги, подтверждает президент гильдии экспертов «Алко Про» Андрей Московский.
Андрей Московский президент гильдии экспертов «Алко Про» «Это очень конкурентные рынки. Место на полке стоит больших денег, и сегмент дьюти-фри — это очень долгосрочные вложения, и там надо постараться отбить свои инвестиции, свои затраты. Это будет продажа в конкуренции с такими широко известными марками, как Grey Goose, Ciroc, да даже тот же Smirnoff, который тоже присутствует везде, сопоставимый по цене, по известности, все-таки Smirnoff — это марка номер один. Нет, это тяжелая бизнес-задача, многие наши компании по этой дороге уже шли».
Топ-5 стран — импортеров российской водки по итогам прошлого года выглядит так. Первое место у Казахстана — поставки на 32 млн долларов. На 1,5 млн долларов российской водки закупает Китай. На третьем месте Турция — меньше 0,5 млн долларов. Четвертая позиция у Южной Кореи. У Латвии пятая строчка. Она нарастила импорт водки из России в два раза и сместила с пятого места Германию.