Минцифры анонсировало появление на «Госуслугах» уже в конце года сервиса «Замена документов при замужестве и разводе». Это единое заявление на замену фамилии после регистрации брака в водительских правах, свидетельстве о регистрации транспортного средства, Росреестре (если на человека зарегистрирована недвижимость), загранпаспорте, СНИЛС и в других жизненно важных документах. Об этом говорится в ответе замглавы Минцифры Сергея Цветкова на обращение депутатов думской фракции «Новые люди», документ есть в распоряжении ТАСС.

Моя коллега Полина Федосеева в июле вышла замуж и сменила фамилию. Эпопея по замене документов у нее тянется до сих пор. 22 октября она получает загранпаспорт — это последний документ из длинного списка, в котором будет стоять ее новая фамилия. Первым она поменяла внутренний российский паспорт — пришла в МФЦ и оформила заявление. А заодно на новый СНИЛС и ИНН. Паспорт сделали за 11 дней, ИНН за 18, СНИЛС обновился практически сразу. Также легко, с новым паспортом, поменяла банковские карты. Но дальше начались проблемы, выяснилось, что ее паспорт не зарегистрирован в базе МВД.

Полина Федосеева обозреватель Бизнес ФМ «Самое интересное началось с «Госуслугами». Там есть возможность внести изменения в личные данные, что я и сделала. СНИЛС обновился, а вот паспорт нет. Было написано, что такие данные не найдены в базе МВД. Пришла в МФЦ с вопросом, что делать? Сотрудники в растерянности, ничего не знают. Предложили мне удалить аккаунт и начали создавать мне новый. Такая возможность есть только у сотрудников. У них это не получилось, потому что меня нет в базе МВД. К этому времени пришел ответ от сотового оператора, что мой номер заблокирован, так как нет привязки к «Госуслугам». Итого я примерно на неделю осталась без связи, без интернета, без всего. Пошла в МВД. Сотрудник посмотрел свою базу, сказал, что все есть, но что делать не сказал. Так я ходила еще два дня к разным сотрудникам. И в четвертый раз, подняв на уши, наверное, всю структуру МВД, сотрудник нажал на три клавиши и сказал готово. И все появилось действительно. С остальными документами было проще. Подала заявление на биометрический десятилетний загранник в МФЦ. Сделали примерно за месяц. Водительское удостоверение, СТС заменили одним днем за полчаса-час: я заранее записывалась на прием».

Полина подсчитала, что в сумме все госпошлины за замену документов обошлись ей в 15 тысяч рублей. И три месяца она потратила на беготню по инстанциям. «После такого начинаешь жалеть о смене фамилии», — заключила она. Ее супруг между тем как военнослужащий запаса получил на «Госуслугах» сообщение о необходимости уведомить военкомат о смене своего семейного статуса. Так как он в это время был за рубежом, то сделал это онлайн, через те же «Госуслуги» — тем есть такая опция. Но позже ему там же пришло онлайн-письмо о необходимости явиться в военкомат лично, с паспортом и свидетельством о браке. Во время визита сотрудники военного органа заявили мужчине, что они не принимают данные, поданные через «Госуслуги».

Откроется ли такая опция на новом сервисе, анонсированном Минцифры, пока неясно. Но в остальном станет удобнее, по крайней мере не нужно будет идти в МФЦ, считает адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев:

Алексей Гавришев адвокат, управляющий партнер AVG Legal Идея очень здравая сейчас, потому что при смене фамилии человек вынужден буквально ходить по кругу между МФЦ, ГИБДД, росреестрам и прочими организациями. По идее, новый сервис должен объединить эти шаги в единое цифровое окно. Если заявление подается один раз, все остальные ведомства в автоматическом режиме на межведомственном взаимодействии должны уже все эти изменения внести. Но есть проблема, что в таких ведомствах, как Росреестр, ГИБДД, требуется личная идентификация, и сложно сказать, как это будет происходить у них. Могут быть технические сбои. Еще возможны большие проблемы, связанные с безопасностью, потому что у нас есть еще и всевозможные утечки баз. Поэтому есть, конечно, определенные риски, но в любом случае наличие технических рисков и потенциальных сбоев не может являться стопором для нашего развития и какой-то тенденции».

На данный момент одна из последних опций так называемых жизненных ситуаций на портале «Госуслуг» — это защита от мошенников. На сегодняшний день ею воспользовались более двух млн человек. Она включает самозапрет на кредиты, проверку кредитной истории, оформленных сим-карт, информацию о подозрительном звонке и подачу жалобы о вредоносном ресурсе. Там есть инструкции, что делать, если гражданин сообщил мошенникам пароль, и предупреждение об их новых схемах.