Глава Белого дома Дональд Трамп заявил, что может обсудить с Си Цзиньпином сокращение закупок Китаем российской нефти. Их встреча должна состояться в Южной Корее на саммите АСЕАН 30 октября. Также, по словам Трампа, он готов назначить новую встречу с Владимиром Путиным, если будет уверен, что она приведет к заключению соглашения по Украине. Что дальше?

Трамп, когда еще речь шла о саммите в Будапеште, говорил, что хотел бы провести его до встречи с китайским руководителем. Теперь он обозначает, что в отношениях с Москвой будет сделан акцент на усиление санкций в нефтегазовой сфере. Также идут утечки в прессу о том, что Белый дом готов к введению дополнительных санкций против российской экономики и поддерживает использование российских замороженных активов в интересах Украины и для приобретения ею американского оружия. В конгрессе уже подготовлен законопроект о возможности прямой конфискации активов в этих целях.

Пока заявления Трампа по поводу прекращения импорта российской нефти как Китаем, так и Индией фактическими объемами поставок не подтверждаются. При том что китайские госкомпании действительно взяли паузу в заключении новых контрактов, она может оказаться временной — для поиска путей обхода санкций. Индийские фирмы также обозначили курс на диверсификацию нефтяного импорта за счет новых контрактов на спотовом рынке с поставщиками с Ближнего Востока, а также США. Пока эти объемы в несколько раз меньше, чем российские нефтяные поставки в Индию, которые в последние недели достигали 1,8 млн баррелей в сутки.

Россия по-своему ответила на отмену саммита в Будапеште. Ответ получился многофакторным, показав готовность Москвы как к эскалации, так и к деэскалации. Дверь для переговоров с Вашингтоном не закрыта, резких действий и заявлений нет. Но обозначены нюансы.

Так, Владимир Путин посетил в сопровождении начальника Генштаба Валерия Герасимова один из пунктов управления воюющих на Украине российских войск. Причем он присутствовал в военной форме. Доклад по купянскому и покровскому направлениям был призван подтвердить один из тезисов, который Путин употреблял в телефонном разговоре с Трампом 16 октября, — о том, что российские войска имеют преимущество на поле боя. Ему публично было доложено об окружении двух группировок ВСУ общей численностью более 10 тысяч человек. Попутно снова вброшена «ядерная тема» — в связи с успешными испытаниями ракеты с ядерной энергетической установкой «Буревестник». Также Путин заявил, что Россия не будет приурочивать решение боевых задач в ходе СВО ни к каким датам, а будет исходить из военной целесообразности. Тем самым он косвенно опроверг слухи, популярные в том числе на Украине, о возможном скором окончании боевых действий. Выдвижение на первое место военной целесообразности, а не дипломатии, видимо, было неслучайным.

В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков вновь напомнил, что Россия «жестко отреагирует» на ракетные удары вглубь своей территории. Ранее и Путин говорил, что ответ может быть «ошеломительным». Если на Западе это вновь вызовет опасения, что Россия при неблагоприятном развитии ситуации может прибегнуть к ядерному оружию, то в Кремле как минимум не спешат эти опасения развеивать. Мол, пусть боятся. По словам Пескова, Украина сейчас «вряд ли может сама производить» дальнобойные ракеты. «Как минимум основные узлы и блоки этих ракет — это чистый импорт из Европы», — сказал он. Получился косвенный ответ на вновь поднятую тему поставок ВСУ «Томагавков» — в исполнении генсека НАТО Рютте. По его словам, этот вариант по-прежнему на рассмотрении: мол, решение за США, но каждая страна-союзник сама решает, какое оружие она будет поставлять Киеву.

На этом фоне российские войска продолжают наращивать массированные удары по Украине, включая Киев. В том числе удары идут по энергетической инфраструктуре, что может стать главной чертой зимней военной кампании.

Другая линия поведения, касающаяся военного конфликта, была обозначена в ходе визита в Вашингтон спецпредставителя президента РФ и главы РФПИ Кирилла Дмитриева. По его словам, диалог между Россией и США будет продолжен. А Россия и Украина даже «разумно близки» к дипломатическому завершению конфликта, с чем в России многие наверняка не согласятся. Если, считает Дмитриев, понять, как можно урегулировать конфликт дипломатическим путем, то «решение можно найти довольно скоро». Тут, впрочем, ключевое слово — «если». Предпосылок для проведения новой встречи Путина и Трампа пока нет, заявил Песков. По его словам, «украинцы не хотят переговорного процесса. Их всячески сподвигают на это нежелание европейцы, а Евросоюз… заходится в военной истерике».

Возможно, после встречи с председателем Си 30 октября Трамп выскажет новые идеи по Украине. Вряд ли при этом он найдет полную поддержку Пекина в части отказа от импорта российских энергоносителей. Китай, конечно, заинтересован в прекращении конфликта в Европе ради облегчения условий мировой торговли как минимум, но не ценой поражения Москвы. В Пекине многие считают, что в этом случае Китай может стать следующей целью военно-политического давления Запада. Однако никто не может в точности сказать, на что Пекин готов пойти, чтобы поддержать или не поддержать вариант Трампа о прекращении боевых действий по линии фронта, который во многом совпадает с высказанной еще в 2023-2024 годах совместной инициативой Китая и Бразилии. Тогда Украина и ее союзники выступили против, а Россия поддержала — но лишь в самых общих чертах.