Мультфильму Юрия Норштейна «Ежик в тумане» исполнилось 50 лет
В 1975 году на его успех не рассчитывали, но он стал мировым шедевром, собрав десятки наград и признание критиков. Произведение оказало сильное влияние на мировую анимацию, вдохновив таких мастеров, как Хаяо Миядзаки
Читать на полной версииЗнаменитому мультфильму Юрия Норштейна «Ежик в тумане» исполнилось 50 лет, и он по-прежнему остается одним из самых влиятельных произведений в анимации.
Необычную атмосферу этого мультфильма узнает каждый даже без картинки — по звуку. Едва услышав вкрадчивую речь рассказчика. И самого Ежика, ступившего в густой туман к белой лошади.
Сейчас это сложно представить, но в 1975-м, когда «Ежика в тумане» только выпустили в прокат, в его успех совсем не верили. Но «странный» мультик, на сюжет не самый захватывающий, по мотивам сказки Сергея Козлова вдруг стал собирать полные залы, широко обсуждаться и получать столько советских и мировых наград, сколько ни один мультфильм до этого не видел. Всего их около сорока. «Ежик» вошел в историю мировой анимации как лучший во все времена — так решили 140 мультипликаторов и критиков в 2003 году.
Своим любимым фильмом его называет Хаяо Миядзаки. И все это не только потому, что при его создании применили несколько новаторских, прорывных трюков — с туманом, рекой, летящими на камеру листьями. В анимации это произведение как «Мона Лиза» в живописи, говорит продюсер группы компаний «Рики», президент Ассоциации анимационного кино России, соавтор мультсериала «Смешарики» Илья Попов:
Илья Попов продюсер группы компаний «Рики», президент Ассоциации анимационного кино России, соавтор мультсериала «Смешарики» «Не случайно он попал во многие топы самых великих анимационных произведений, оказавших влияние на всю анимацию в России и в мире. То, как оно снято, как все создано, — это настоящий шедевр. Я не знаю, я бы сказал, что есть «Мадонна в Лувре», вот это точно не картина, нарисованная на холсте, инновационная картина, но это настоящий шедевр. Нет такой формулы, по которой можно сказать, что вот в этом есть какой-то объяснимый факт. Просто действительно это произведение, которое никого не оставляет равнодушным. Многие в детстве, видя «Ежика в тумане», сначала не любили этот мультфильм или даже его пугались, а потом, пересматривая в более взрослом возрасте, оценивали всю красоту этого произведения. Но я бы сказал, что действительно это вот «ожившая картина». «Ежик в тумане» — это то произведение, которое, наверное, я бы даже сказал, что оно еще недооценено, но уже оказало очень большое влияние на многих людей во всем мире. «Ежик в туманности» — это наша, да, отсылка».
Команда мультсериала «Смешарики» 18 лет назад сняла свою отсылку к шедевру, передала привет и признание в любви — это серия «Ежик в туманности». Отсылки на мультфильм Норштейна в нем считываются мгновенно, как отечественный культурный код.
Цитаты из мультфильма есть и в американских «Гриффинах». Дальше — больше: советские почтовые марки с кадрами мультфильма, памятники Ежику в городах России и СНГ, карты «Тройка» в московском метро. Из последнего — в прошлом году ЦБ выпустил памятные монеты с героями мультфильма, но это привело к конфликту. Юрий Норштейн заявил, что у него и его супруги, которая рисовала персонажей, не спросили разрешения. Дело в том, что исключительные права на Ежика, как ни парадоксально, не принадлежат автору. Правообладатель по стечению обстоятельств — «Союзмультфильм».
Поэтому сам создатель зарабатывает только лекциями, путешествует с ними по всему миру и пишет книги. Возле его стенда на престижных книжных ярмарках всегда очередь и ажиотаж, поделилась культурный обозреватель Бизнес ФМ Александра Сидорова:
Александра Сидорова обозреватель Бизнес ФМ «Юрий Норштейн — постоянный участник больших книжных ярмарок. Неизменно из года в год, из сезона в сезон около стенда Юрия Борисовича огромные очереди — я была свидетелем. И в будни, и в выходные. Бывает, что просто не протолкнуться: очереди за его книгами и за автографами. Он, как правило, приезжает не один, а с сыном. Иногда с ним еще кто-то из помощников, потому что справиться с потоком людей нелегко. Иногда он продает книги уже со своим автографом и с автографом жены — Франчески Ярбусовой, его постоянного соавтора. Например, у меня на «Ежике в тумане» подпись цветными карандашами: красным — автограф супруги, зеленым — его автограф, подпись «Саше» и дата синим карандашом. То есть он подходит к этим автографам всегда очень креативно. Как-то раз я пришла и хотела купить «Ежика в тумане», но к тому моменту, когда очередь дошла до меня, «Ежик в тумане» в буквальном смысле закончился».
Но к этим книгам идут, конечно, ценители мультфильма. Приключения Ежика особенно полюбились зрителям в Японии — возможно, потому что старинные японские гравюры, как говорит Норштейн, повлияли на картинку мультфильма. А вместе с ними — фильм «Солярис» Тарковского, иконы и фрески Андрея Рублева. Они повлияли на образ Ежика.
О том, что туман делался наслоением стекла с естественной пылью, калькой, о том, как лист висел на проволоке, мы вроде все уже знаем. Каждый кадр проанализирован, разложен по полочкам. Но через 50 лет все гадают над Ежиком и его загадками.