Первый рейс возобновленного паромного маршрута Сочи — Трабзон состоится 29 октября
Паром Seabridge рассчитан на 450 пассажиров и более 220 легковых автомобилей. На девятипалубном судне — 112 кают и 93 места в салоне экономкласса с креслами авиационного типа. Будет ли маршрут пользоваться популярностью?
Читать на полной версии
Каковы перспективы этого сообщения?
Последний паром Сочи — Трабзон ходил в 2011 году. Планы по восстановлению этого маршрута активно обсуждались с 2023-го, но неоднократно переносились. А в июле этого года и вовсе были заморожены на неопределенный срок из-за новых правил захода иностранных судов в российские порты. Ситуация осложнилась пару недель назад, когда губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев назвал тестовый рейс, прибывший в Сочи без официальной договоренности с региональными властями, «небезопасным и преждевременным». Несмотря на это и последовавшие заявления о подготовке обращения в Минтранс, стороны, судя по всему, нашли компромисс.
Паром Seabridge рассчитан на 450 пассажиров и более 220 легковых автомобилей. На девятипалубном судне — 112 кают и 93 места в салоне экономкласса с креслами авиационного типа. Размещение в каюте примерно 20 тысяч, а пассажирское место — 6 тысяч. Перевозка машины будет стоить в районе 30-35 тысяч. Курсировать паром будет дважды в неделю: по воскресеньям и средам из Трабзона и по понедельникам и четвергам из Сочи.
На начальном этапе перевозки будут осуществляться только для пассажиров. Транспортировка личных автомобилей станет доступна спустя несколько успешных рейсов.
Паром радикально сокращает сложный сухопутный путь через Верхний Ларс и Грузию, позволяя за 12 часов преодолеть 287 километров по прямой через Черное море. У этого направления, вероятно, сформируется своя, хоть и не массовая, аудитория, и в целом это хороший сигнал для рынка, говорит основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» Дмитрий Арутюнов:
Если сравнивать с авиаперелетом, то паром выходит дешевле. Но в целом билеты на ноябрь из Сочи в Стамбул стартуют от 17 тысяч туда-обратно на неделю, из Москвы — от 23 тысяч. И самолет значительно экономит время.
Импорт авто из Турции через паромную переправу будет занятием достаточно дорогостоящим и невыгодным, отмечают эксперты. Связано это в первую очередь с увеличившимся утилизационным сбором, стоимостью совокупного таможенного платежа и тем, что автомобильный рынок в России сильно переполнен — на одного потенциального покупателя приходится примерно 10, а то и больше машин. И это все сказывается на стоимости автомобиля и на конкуренции, продолжает автоэксперт, руководитель экспертной компании LEM Solution Евгений Ладушкин:
Евгений Ладушкин автоэксперт, руководитель экспертной компании LEM Solution «Машины, которые будут привозиться таким путем, не будут конкурировать с автомобилями, которые уже находятся на российском рынке, ввиду того, что те машины, которые уже находятся в России, будут стоить сильно дешевле, потому что за них уже не нужно будет оплачивать совокупный таможенный платеж, логистические расходы, утилизационный сбор и так далее. Помимо прочего, если мы говорим про перегон автомобиля из России в Турцию или из Турции в Россию, когда направление и конечная точка имеют принципиальное значение, если мы говорим, например, про автомобильный туризм, то эта паромная переправа будет гораздо выгоднее, чем объезжать это все вокруг. С другой стороны, если мы рассматриваем бизнес-стратегию, то здесь логистические расходы играют очень важную роль. Привоз автомобиля из Турции может быть, даже с учетом паромной переправы, менее выгодным, чем привоз из других стран, при условии того, что конкуренция на рынке импортеров сейчас очень большая, особенно если мы говорим про серый импорт, повышающиеся ставки по текущим расходам».
Если говорить о туристическом потенциале Трабзона, то он может привлечь туристов, ищущих «нестандартную» Турцию, — монастыри, горные плато, колоритное Восточное Черноморье. Но в целом Трабзон больше похож на промышленный порт. Возможно, в будущем там появится более благоприятная туристическая инфраструктура.