Индекс PMI обрабатывающих отраслей снизился в октябре до 48 пунктов
Месяцем ранее также было зафиксировано снижение, более сильное. Бизнес ФМ спросила у производителей, насколько они ощутили на себе снижение активности
Читать на полной версииИндекс деловой активности обрабатывающих отраслей России в октябре уменьшился до 48 пунктов с 48,2 пункта в сентябре. Об этом говорится в отчете S&P Global. Согласно отчету, падение индекса свидетельствует об ухудшении состояния сектора с июля. Ухудшение операционных условий наблюдается пятый месяц подряд. Темпы снижения продаж были самыми высокими за последние три месяца. Респонденты заявили о влиянии финансовых трудностей у клиентов на ослабление спроса.
Бизнес ФМ спросила у предпринимателей из профильной сферы, как идут их дела.
Игорь Панасюк, директор компании «ПСО Проджект»:
«Абсолютно ощущаем, то есть все тихонечко умирает, гарантированно. А вот это полпроцента снижения ставки учетной, это штука с особым цинизмом. Ничего не изменилось. Если рентабельность производства ниже процентной ставки, то это проблема. А сейчас на фоне того, что еще и налоги поднимутся, то у нас будет как в анекдоте: чтобы корова больше давала молока, ее надо больше доить и меньше кормить. Вот прямо идем туда, к сожалению. Оборотный налог — это вообще беда, потому что если у ипэшников ставят повышение ставок, то у него просто еще отчетность дополнительная, просто поднимите ему УСН и так далее, будет проще. Ну ладно, это отдельная песня, а ставка — это та штука, без которой не работает ничего, потому что инвестиции в любом случае нужны. Вот мы мелкая компания, инвестиции у нас копеечные. А представьте себе — большой завод купил, например, дубильную печь и она будет отбиваться ближайшие лет 15. И как ее отбить? Ну, все идут тихонько в банкротство. Мы еще, как ни странно, профицитом живем, но я вижу, что, например, есть замечательное место такое, маркетплейсы, там тот же самый подход. То есть мы поднимаем ставки, все здорово. Я могу сказать, что у меня маркетплейс в этом году упал в два раза, а прямые продажи выросли в два раза, как ни странно. Вот это тоже удивительная вещь. То есть люди тихонечко адаптируются к этому и начинают покупать, но максимальная экономия — на то, что заработаем, то и строим. И мы видим, что мельчает, во-первых, дома стали строить намного мельче. Чтобы не было инфляции, нужно просто, чтобы людей не было».
***
Максим Голодников, руководитель направления по развитию проектов по металлообрабатывающему оборудованию и производству оборудования для литья пластмасс компании «Промтехнология»:
— Различие ощущается, кредиты пока достаточно дорогие, спрос пока до конца не восстановился, бюджеты у многих подрезаны. Пока в целом ждем следующего года с надеждами.
— Многие говорят, что у клиентов просто ощутимо нет денег. Вы это ощущаете?
— Ощущаем, конечно же, что, возможно, деньги есть, но пока что люди не готовы их тратить так, как это было последние несколько лет. С начала года уже стало заметно замедление, бумаги, планы были, но по факту, когда подходили к их реализации, узнавали, что бюджетов нет либо они сильно сокращены.
— Помимо ставки, что-то еще возможно сделать, чтобы как-то повлиять на эту ситуацию для вас?
— Ставка в первую очередь, во вторую надо как-то спрос оживить. Пока кажется, что еще небольшой запас есть, но, насколько его хватит, непонятно.
***
Александр Малюгин, основатель и гендиректор «Мануфактуры Малюгина»:
«Ожидания объективно такие. Ну а какие могут быть еще ожидания, если у нас новость одна страшнее другой? Повышаем НДС, снижаем порог для ипэшников, вменяем налоги. В общем, безусловно, ожидания мрачнее и мрачнее становятся. Ну, то, что я слышал, во всяком случае, от коллег. Поэтому, когда индекс снижается, это говорит о снижении деловой активности, и он если ниже 50%, то это уже прямо спад. Отвечая на вопрос, почему снижается, ну снижается на таких новостях. Причем у всех есть надежда, что сейчас передумают, сейчас отменят, но нет, все проходит в первом чтении, и все идет в общем и целом к обещанному решению. А что касается нас, у нас не так выглядит наше настроение, мы вполне себе оптимистичны, а другое дело, что сейчас достижение оптимизма дается с большим трудом. Надо предпринимать специальные усилия, не так просто, как раньше, я бы так сказал. Мы не поддаемся пессимизму, потому что мы в общем и целом выработали некую стратегию и она дает свои результаты, мы понимаем, как она работает, как она будет работать. Скажем так, у нас нет времени думать о тревогах».
В сентябре индекс PMI обрабатывающих отраслей России также снижался — до 48,2 пункта с 48,7 пункта в августе. По данным S&P Global, падение связано с финансовыми трудностями и неуверенностью клиентов. Затруднения в цепочках поставок сырья спровоцировали рост стоимости издержек. Кроме того, на снижение объемов производства повлияло сокращение занятости в конце третьего квартала.