Молодость, амбиции и черно-белый Париж
В российских кинотеатрах покажут фильм, посвященный съемкам дебютной картины Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». Лента стала признанием в любви французскому кино и его творческой свободе. Каким получился фильм и оценит ли его массовый зритель, не знакомый с той эпохой?
Читать на полной версииВ прокат выходит картина Ричарда Линклейтера «Новая волна». Она посвящена съемкам дебютной ленты Жан-Люка Годара «На последнем дыхании», с которой начинается направление «новой волны» во французском кино.
Париж конца 1950-х. Улицы пропитаны ароматом свежесваренного кофе, сигаретным дымом и духом грядущих перемен. 25-летний Жан-Люк Годар, амбициозный кинокритик, отчаянно завидует успехам друзей и коллег по журналу Cahiers du cinéma. Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Эрик Ромер и Аньес Варда свой вклад в кинематограф уже внесли, а Годар остается в тени и терзается чувством нереализованности. Это подталкивает его к авантюре — съемкам полного метра по наброску сценария Трюффо, вдохновленного криминальной хроникой.
Бюджет крохотный, съемочный период — меньше месяца, а в Годара никто не верит. Но он не унывает. В главных ролях его картины — обаятельный Жан-Поль Бельмондо, который рад любой возможности, лишь бы не возвращаться к боксерской груше, и голливудская звезда Джин Сиберг, которая приехала в Париж ради Трюффо и Шаброля. Сам режиссер ведет себя как рок-звезда: опаздывает на площадку, пишет сценарий прямо накануне съемок, снимает по два дубля, а в перерывах курит в углу, провозглашая, что творит революцию в кинематографе. Окружающие лишь пожимают плечами, не подозревая, что этот безумец вскоре прославится и его имя будет созвучно целому направлению.
Картину впервые показали в Каннах в этом году, а после — на фестивале актуального российского кино «Маяк», где она была воспринята как обаятельная и трогательная история о том, как создается настоящее кино, говорит кинокритик, обозреватель журнала «Правила жизни» Егор Москвитин:
«Новая волна» — объяснение в любви создателям нового киноязыка, разумеется, в аутентичном черно-белом квадрате 4×3. Картина Линклейтера — оммаж всей эпохе, где кино создавалось вопреки всему: без бюджета, четкого плана и правил. Режиссеру удается передать силу искусства, которое рождается из дерзости, хаоса и веры в то, что снять кино может любой, кто не боится сделать первый шаг. Продолжает кинокритик и автор телеграм-канала «Што это было» Ксения Балюк:
Ксения Балюк кинокритик и автор телеграм-канала «Што это было» «Линклейтер не ставит цели скрупулезно воссоздать исторические факты, вместо этого он погружает зрителя в атмосферу, в которой рождался шедевр Годара. Линклейтер снимает не байопик, а скорее фильм-идею: он предлагает зрителю оказаться в эпицентре целого культурного движения. Мы встречаем огромное количество звездных людей, они в фильме выглядят как участники одной большой «парижской тусовки». То есть получается такое интеллектуальное путешествие во времени: даже если вы не очень-то разбираетесь во французской «новой волне», и в целом не сильно погружены в историю кинематографа, и дебют Годара вам мало о чем говорит, то фильм прекрасно смотрится как изящная комедия, как признание в любви эпохе в целом».
«Новую волну» лучше смотреть на языке оригинала с субтитрами. Такая возможность есть во многих московских кинотеатрах.