Издательский холдинг «Эксмо-АСТ» возьмет на себя половину всех расходов при создании фильма по нон-фикшн-бестселлеру «К себе нежно» Ольги Примаченко, вторая часть — за продюсерским центром «Яндекса» «Плюс Студия». Об этом сообщают «Ведомости».

«К себе нежно» — практическое руководство по психологической самоподдержке. Это книга-медитация о том, как перестать себя ругать, корить за ошибки и постоянно требовать от себя невозможного и как вместо этого научиться относиться к себе с добротой и пониманием. Автор предлагает читателю пройти через череду «уроков нежности». Как такового сюжета там нет. Книга «К себе нежно» вышла пять лет назад и примерно с того времени является бестселлером с трехмиллионным тиражом.

Идея экранизации была анонсирована «Яндексом» в 2023 году, работа над фильмом стартовала несколько месяцев назад. Проект позиционируется как «жизнерадостная комедия». Сорокалетняя врач Надя одна воспитывает дочь, живет в квартире бывшей свекрови. Она решает переосмыслить свою жизнь и проходит через череду событий, помогающих ей заново найти себя и обрести внутреннюю опору. Такой поворот вызывает вопросы, считает автор телеграм-канала Books & Reviews Валерий Шабашов:

Валерий Шабашов автор телеграм-канала Books & Reviews «Просто гигантский эксперимент. Мне кажется, что никто сейчас не знает, что в итоге получится, потому что книга точно не комедия. Но сама по себе идея очень рискованная: книга одного жанра трансформировалась вообще в художественное произведение, да еще и с элементами юмора. Это большой шаг. Но на самом деле мы в самом начале нисходящего тренда. Недавно они же рассылали статистику о том, что книги selfhelp-литературы, о психологии, которые объясняют, как устроен мир, которые дают ответы, надежду, спасение и помогают людям, начинают проседать в продажах. Возможно, что выход фильма в следующем году снова подогреет интерес к автору и к книгам [этой тематики], но в целом есть первый звонок».

Точную сумму, которая пойдет на создание ленты, авторы не афишируют. По оценкам экспертов, инвестиции «Эксмо» могут достигать 300-350 млн рублей. Сам проект выйдет в 600-700 млн.

Ранее руководство холдинга «Эксмо-АСТ» заявляло о намерении инвестировать в экранизации своих изданий. Они уже активизировали работу по передаче прав на их адаптацию в разные форматы — от спектаклей до видеоигр. Было подписано несколько десятков соответствующих соглашений. Интерес издателей к кинематографическим версиям книг объясняется тем, что таким образом возрастают продажи печатной продукции. Так было с «Мастером и Маргаритой», «Волшебником Изумрудного города», произведениями Пушкина и Достоевского. Более того, холдинг планирует, что к 2028 году 11% всех российских кино- и сериальных релизов будут основаны на издаваемых им книгах.

Вероятно, это попытка диверсифицировать бизнес, занять свою особую нишу на рынке и получить больший контроль над судьбой издаваемых книг. Но успех такого предприятия не гарантирован, считает основатель информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов:

— Конечно, это бестселлер, тем не менее можно и деньги потерять. А если, допустим, извлекать из оборота на это, тогда получается, что риск слишком большой. В любом случае, если организация считает для себя возможными такого рода стратегические инвестиции, то они собираются и дальше развивать большие проекты, которые идут сразу по нескольким направлениям культурных индустрий. Если они собираются занимать какую-то нишу, конечно, для этого это все и делается.

— 300-350 млн — это для издательства высокий риск?

— Если они вместе вкладывают 700 млн, они хотят получить, допустим, 3 млрд — иначе нет смысла вкладывать. Сложно получить такие деньги, потому что половина уходит кинотеатрам. Связано это еще с запросами наших уважаемых авторов — могут захотеть столько, что никакая прибыльность это не отобьет. С другой стороны, у них есть одна важная вещь — монопольное положение. Монополия дает возможность планировать с большей уверенностью. Я думаю, что эта монополия никуда не денется, но это риск.

В итоге получается масштабная и рискованная игра. «Эксмо» пытается создать новую успешную бизнес-модель, где экранизация становится самостоятельным и окупаемым продуктом. Удастся ли этот эксперимент, покажут время и зрительский интерес.