Gunvor отказался покупать иностранные активы «Лукойла»
Нефтетрейдер объявил об этом после того, как Минфин США заявил, что не выдаст компании лицензию на ведение бизнеса до тех пор, пока на Украине продолжаются боевые действия. Бумаги «Лукойла» на этих новостях на утренней сессии Мосбиржи упали более чем на 3%
Читать на полной версииОбновлено в 13:37
Международный нефтетрейдер Gunvor решил не покупать иностранные активы «Лукойла». Компания отозвала свое предложение о покупке после того, как американский Минфин заявил, что Gunvor не получит лицензию на ведение бизнеса, пока продолжается конфликт на Украине. Ведомство обвинило компанию в связях с Россией. В Gunvor обвинения отвергли, заявив, что это неправда, недоразумение и компания более десяти лет активно дистанцируется от России.
После введения американских санкций «Лукойл» заявил о намерении продать иностранные активы. Интерес к покупке как раз выказал сырьевой трейдер Gunvor — заявлялось, что условия сделки согласованы и «Лукойл» обязался не вести переговоры с другими покупателями.
Комментирует директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
Ограничения в отношении «Лукойла», связанные с американскими санкциями, вступят в силу 21 ноября. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
— Был риск, что США откажут Gunvor, но я думаю, что эта отсылка на связи с Россией во многом надуманная. Это некая государственная политика, которая направлена на то, чтобы заставить теперь «Лукойл» отдать активы именно американской компании, хотят воспользоваться этой ситуацией для того, чтобы помочь американским компаниям купить активы «Лукойла» подешевле, потому что понятно, что сделку до 21 ноября завершить не удастся с такими большими масштабами. У «Лукойла» активы по всему миру, значит, нужно будет получать генеральную лицензию на завершение сделки у Соединенных Штатов. А они будут выбирать, кому можно купить активы «Лукойла», а кому нельзя. И в том числе будут смотреть на условия этой сделки, стороны должны будут полностью раскрыть всю информацию о готовящемся соглашении американскому санкционному регулятору, чтобы тот дал либо согласие, либо отказ. Не исключено, что американцы хотят, чтобы «Лукойл» по низким ценам продал все свои активы компаниям из Соединенных Штатов. Gunvor, может быть, и не считают в реальности российским активом, но эту историю они используют, чтобы обосновать, почему дать отказ. Это большая проблема прежде всего для стран, где расположены основные активы «Лукойла», это Венгрия, Румыния и Болгария, потому что в этих странах есть НПЗ, где у «Лукойла» контрольный пакет. В остальных странах не факт, что на самом деле активы попадут под санкции, потому что там, где у него миноритарные пакеты, они не должны автоматически попадать под санкции, автоматом попадают только те проекты, где у «Лукойла» 50 и более процентов акций. В основном это беспокоит европейцев, потому что НПЗ в Болгарии — один из крупнейших в регионе. Если туда сейчас до 21 ноября нельзя будет поставлять нефть, если они попадут под санкции, то для этих государств это будет риск топливного кризиса. Я думаю, что сейчас подобный отказ регулятора Соединенных Штатов может подтолкнуть национальные правительства к аресту активов «Лукойла», возможно, даже национализации, причем довольно быстро, они могут попытаться и до 21 ноября успеть, чтобы Соединенным Штатам показать: смотрите, не надо вводить санкции против наших активов, мы их забрали уже у «Лукойла» и так.
— Сам «Лукойл» уже не в состоянии на это повлиять, правильно?
— «Лукойл» может только сделать выбор — искать покупателей или занять позицию, например, как у «Роснефти», у которой арестовали активы в Германии, сказали: мы не пойдем вам навстречу и не собираемся их продавать, вы у нас украли их, давайте тогда останемся с этим статус-кво — вы нам сначала верните их, а потом мы уже будем думать, продать их или оставить. «Лукойл» тоже может занять некую принципиальную позицию — это чревато тем, что у них национализируют эти заводы, тем более политически и Болгария, и Румыния настроены вполне антироссийски, никто их не обвинит в том, что они национализировали российские активы.
— Какая-то американская компания может быть?
— Это может быть и Chevron, которая работает в Казахстане вместе с «Лукойлом», ряд других, они представлены в регионе, и каспийские активы их заинтересуют. Это может быть Exxon Mobil, мы помним, что она интересовалась активами в Ираке. Может быть и консорциум американских компаний.
На фоне новостей о несостоявшейся сделке «Лукойла» с Gunvor акции российской нефтяной компании утром упали более чем на 3%.