На большой белый короб на сцене проецируют свет и цвет. Никакого реквизита. Из этого условного «ларчика» в течение полутора часов «выскакивают» герои: от Аленушки с братцем Иванушкой и Щуки зубастой до одноглазого Лихо и Колобка, костюм которого похож скорее на скафандр космонавта. Визуально есть перекличка с другими «Сказками...», которые десять лет с успехом играют на большой сцене Театра наций, — «Сказками Пушкина» Роберта Уилсона. Тоже цирковая эстетика, такой же насыщенный белый грим с акцентами на глазах и губах. Только тут еще есть место игривому румянцу и всяческим знакам, которые характеризуют конкретных персонажей. За каждым актером здесь с десяток сказочных ролей.

Тексты, собранные в XIX веке литературоведом, этнографом и фольклористом Александром Афанасьевым, не меняли. Сами сказки — их девять — между собой никак не связывали. Но логика в их компоновке все-таки есть, и продумывали ее режиссер и артисты вместе, говорит актриса Маргарита Якимова:

Маргарита Якимова актриса «Был очень интересный процесс подготовки, потому что мы перечитали практически все сказки Афанасьева, весь этот сборник. У нас еще вчера был другой порядок. Сегодня у нас произошли изменения. Наверное, мы идем от какого-то создания мира. Например, «Теремок». Это как люди, которые собрались и начали что-то делать. Потом появились дети, которые потерялись, потом с ними что-то начинает происходить, какая-то жизнь. Потом случается, например, беда: какая-то хтонь. Там, «Звери в яме», «Лихо», и потом какое-то спасение и надежда — это «Колобок».

Хотя, на мой взгляд, в истории «Колобка» как раз нет никакой надежды на спасение. Какие-то тексты, записанные больше полутора веков назад, вполне рифмуются с сегодняшним днем. Другие, как мне показалось, звучат архаично, в какую бы яркую «обертку» их ни помещали.

Есть малоизвестные истории, например «Звери в яме», которая начинается неожиданной строчкой: «Шла свинья в Питер богу молиться». Это хоррор про охоту друг на друга, где в финале лиса поедает «кишочки» других животных. Такое точно не станешь читать ребенку, например, перед сном.

Да и другие сюжеты совсем не детские: на сцене мы встречаем жуткое существо Лихо, пожирающее людей, зубастую Щуку, терроризирующую своих речных собратьев, чудо-дерево, которое сначала исполняет все желания жадных старухи и старика, а потом превращает их в медведицу и медведя. Спектакль строго 16+. В этой работе даже артистам надо было сойти с ума, а потом собрать себя заново, делится актриса Анна Галинова:

— Я эти сказки знала и читала. Да, они жесткие, страшные. Сказки были не для детей, а для всех. Для детей это должно быть уроком для того, чтобы потом спасти от чего-то.

— А для вас какой самый жуткий урок из этих русских народных хорроров, скажем так?

— Они все заканчиваются смертью. Никакого хеппи-энда нету в конце, но жизнь заканчивается смертью. Так оно и есть.

Окажутся ли «Сказки...» Афанасьева от Арсения Мещерякова востребованы в Театре наций так же, как «Сказки Пушкина» Роберта Уилсона, будет понятно со временем. Но на премьерные показы на этой неделе все билеты давно проданы.