Работает ли белый список сайтов при отключении мобильного интернета?
Жалобы на неработающий мобильный интернет поступали сегодня из ряда российских регионов. Местные власти эти ограничения объясняют усилением мер безопасности на фоне атак БПЛА. БФМ спросила у пользователей, работает ли белый список сайтов в тех регионах, где интернета не было?
Читать на полной версииИз регионов поступают массовые жалобы на ограничения мобильного интернета. Во вторник сообщения о блокировках поступали из Санкт-Петербурга, Рязани, Воронежа, Нижнего Новгорода, Тулы, Волгограда, а также Краснодарского края и Башкирии. Местные власти эти ограничения объясняют усилением мер безопасности на фоне атак БПЛА.
Ранее СМИ писали, что в Ульяновске объявили об отключении мобильного интернета вплоть до окончания спецоперации. Позднее Центр управления регионом эту информацию опроверг. В официальном сообщении говорится, что ограничения носят избирательный характер и вводятся исключительно вокруг объектов специального назначения.
В связи с учащающимися блокировками в сентябре в России начал действовать белый список сайтов, доступ к которым сохраняется даже при ограничениях мобильного интернета. В него входят «Госуслуги», приложения банков и операторов связи, сервисы ВК и «Яндекса», а также маркетплейсы Ozon и Wildberries. Бизнес ФМ спросила представителей регионального бизнеса, работает ли этот белый список у них:
Владелец независимой станции технического обслуживания BMW-ICE, партнер по качеству официального дилера BMW из Санкт-Петербурга Иван Холодков:
«Мы столкнулись сегодня с ограничениями интернета, лучше всех работает «Мегафон», остальные операторы не очень хорошо, передача данных блокировалась, WhatsApp* не работал, устройство показывает то, что связь есть, интернета нет при этом, то есть есть LTE, но фактически интернет отсутствует. Сегодня в первой половине дня были проблемы с проводным интернетом, тот же самый «Дом.ру» вообще никак это не комментирует. У нас оптоволокно заведено, но периодически просто остановки происходят, скорость падает почти до нуля. У нас персонал, который общается с клиентами через мессенджеры, но он испытывает затруднения в плане того, что просто пауза в общении и определенная напряженность, связанная с тем, что диалогов сотрудник ведет несколько, и все эти диалоги в какой-то момент останавливаются, появляются какие-то новые вопросы, новые задачи, и у него копится определенный пул невыполненных задач, то есть идут определенные задержки, и клиент этого не понимает, почему мы так долго отвечаем. Отправка файлов, согласование счетов — они происходят через мессенджеры в основном, у нас розничные продажи, поэтому мы работаем с розничными клиентами в основном через мессенджеры. Фотографии, фотоотчеты и так далее тоже отправляются через мессенджеры, соответственно, в связи с тем что мессенджеры сегодня работают нестабильно, есть определенные задержки, но, опять же, задержки до получаса, не больше. В этом основная сложность.
***
Директор компании «Фактура» в Уфе Ринат Гиндуллин:
— Практически каждый день у нас ограничения. Так или иначе вся коммуникация завязана на интернете, поэтому мы для себя даже выработали правило: все ключевые вопросы, все, что касается коммуникаций, мы решаем после 14 часов, потому что с утра и до 14, до 15 часов, как правило, ограничения работают, а потом уже вроде как все включается. Ну, затруднения: например, одно из — это логистика. Даже коллега вчера был в дороге, оказалось, что у него не было налички с собой, а терминалы на АЗС были все тоже заблокированы из-за отключения, и дорогу, которую он должен был одолеть за два с половиной часа, в итоге он почти шесть часов ехал, просто приехал, встал на АЗС, закончился бензин — и ждал, пока включат интернет. Второе — сообщения, то, что мы отправляем в мессенджерах, они висят, поэтому мы уже сейчас все, что оперативно необходимо решать, согласовывать, либо ищем Wi-Fi, точку доступа, либо уже просто по прямому звонку. Но, кстати, бывает, что и даже звонки ограничены. Если мы говорим непосредственно по Уфе, то мы замечаем такую вещь, что в какой-то части города работает, а в какой-то части не работает.
— Когда вот эти перебои происходят, вы не обращали внимания, есть же разрешенный властями, так называемый белый список сервисов. Вот он работает?
— «ВКонтакте» работает, «Госуслуги» — не приходилось пользоваться. Мессенджером Max мы не пользуемся никто. Вот через Альфа-банк я пытался сделать перевод, ни я, ни коллеги не могли зайти в приложение банка. Ну и по большей части даже начинаем страдать уже непосредственно от того, что вроде нас всех подсадили на безналичную трату, то есть картами и прочим, а сейчас, бывает, даже в магазин приходишь, а налички нет с собой, привычки-то нету наличку носить, приходишь, а ты не можешь просто оплатить, потому что терминал тоже на мобильном интернете, и он просто не работает.
***
Предприниматель в сфере недвижимости из Сочи Мурад Султанов:
«Постоянно выключается мобильная связь, поэтому, если нужен интернет, если нужна стабильная какая-то связь, то тут только Wi-Fi, и даже Wi-Fi не везде стабильно работает. Он, видимо, перегружается от потока, потому что все переключаются на Wi-Fi, может быть, его отключают так же, я не знаю. Поэтому да, перебои постоянно, каждый день, и бывает, что-то есть весь день, например, поэтому бегаешь от Wi-Fi до Wi-Fi. Раньше вообще ничего не работало, сейчас работает, например, «Яндекс» периодически, навигация может работать, но все остальное не работает. То есть, видимо, какие-то отдельные сервисы выделяют, а остальное все отключается полностью. Ну, вот, например, Сбербанк и «Тинькофф» не работают, ВК периодически работает, периодически нет. Затруднение в том, что ты не можешь выйти из дома, пока не закрыл какие-то дела свои, потому что у меня много работы именно связано с интернетом, и постоянно он нужен, постоянно мессенджеры нужны: WhatsApp, Telegram, и, конечно, это очень сильно ограничивает, то есть порой просто не выйти, когда важные какие-то вопросы нужно решать. Ну, это усугубляется, раньше это там час-два, потом полдня, сейчас бывает, что прямо на весь день. Говорят, что какие-то обходы работают, но VPN не работает в данном случае никаким образом. Поэтому либо какой-то спутниковый интернет иметь, типа «Старлинка» что-то, только это единственный выход».
По оценке зампреда комитета Госдумы по информационным технологиям и связи Андрея Свинцова, постоянное ограничение интернета может затронуть не больше пяти регионов.
Он добавил, что Москва в их число не войдет, так как «на 100% защищена» от атак БПЛА.
* WhatsApp принадлежит Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена